Карта сайта

Первая ступенька

Короткий канал — и из Пестовского водохранилища мы попадаем в последний из крупных водоемов водораздела: Икшинский.

Справа, на пологом взгорье, возле пригородной пристани Рож-дественно — село Рождественно-Суворово. Поблизости была скромная усадьба Суворовых. Едва различима в густой зелени старинная церковка, где похоронен отец великого полководца.

Перед Икшинским водохранилищем канал прям, строг, геомет-ричен. Справа и слева тянутся линии столбов, как возле большой сухопутной дороги. Они кончаются на выдвинутой в водохранилище цепи островков, где установлены путевые огни, помогающие судоводителям ориентироваться ночью.

А впереди уже видны невысокие башенки, поднявшиеся у концов каменных дамб Шлюз? Нет, это только заградительные ворота. Достаточно привести в действие механизмы — и они преградят муть воде. Это нужно на случай, если придется ремонтировать подводные части сооружений.

У пристани Икша — длинный железобетонный причал. Одноименная станция железной дороги находится на другом берегу.

Слева от нас — плотина, образовавшая в долине речки Икши только что пройденное нами водохранилище. Им заканчивается пятидесятикилометровый водораздельный участок трассы.

За пристанью Икша — первый на нашем пути шлюз.

Невысокий мыс — стрелка с маяком, стоящим посреди цветников, — делит канал на два рукава. Теплоход идет в правый, судоходный рукав.

Слева остается канал, по которому насосная станция перекачивает воду в обход шлюза. Здание станции совсем близко, однако вас, вероятно, больше заинтересует шлюз. На нашем пути их встретится немало, они станут привычными. Но ведь это первый...

Итак, перед нами — башни управления шлюзом. Высокие, узкие при взгляде на них сбоку, они симметрично поставлены у входа в шлюз и обращены фасадом друг к другу. Шесть колонн вдоль фасада как бы поддерживают мощный парапет. На парапете — скульптуры, посвященные труду инженеров, проектировавших и строивших канал.

Судно медленно проходит между башнями в облицованную бетоном камеру шлюза. Матросы надевают на крюки плавучих рымов прочные стальные тросы: как мы убедимся дальше, это совсем не лишняя предосторожность.

На башнях — надписи. Мы узнаем, что судно находится в шлюзе № 6 (счет идет от Волги), узнаем, когда он построен, какие работы были выполнены при его постройке. Сказано также, что мы находимся на 71-м километре канала, считая от Волги.

Нам надо опуститься на одну «ступеньку». Вахтенный начальник шлюза в башне над камерой поворачивает рукоятку ключа автоматического управления шлюзованием. Он затратил на это усилий не больше, чем нужно затратить, допустим, для поворота выключателя в вашей каюте. Но сколько механизмов, послушных сигналу, начали действовать один за другим!

Нижние ворота впереди нас были закрыты еще до входа судна в шлюз. Пойдите на корму, и вы увидите, как сзади, там, где только что прошел теплоход, поднимается из воды сегментный затвор — верхние ворота шлюза.

Теперь камера закрыта с обеих сторон, отделена и от той части канала, где уровень воды выше, — как говорят, от верхнего бьефа, и от той, где уровень ниже, — от нижнего бьефа.

Тем временем электрический сигнал привел в действие механизмы, управляющие подъемными щитами водопроводных галерей. Щиты приподнялись. Вода хлынула из камеры по галереям в нижний бьеф. Ее уровень быстро падает, а вместе с ней опускается и судно Тут-то ему и нужны поддерживающие тросы: без них вода стала бы двигать его по камере, бить о бетонные стены.

Пора возвращаться на носовую часть судна. Когда мы входили в шлюз, была видна только верхушка нижних ворот. Теперь очи обнажились почти целиком.

Вода в камере больше не убывает. Это означает, что ее уровень сравнялся с уровнем нижнего бьефа. Поплавок-автомат «доложил» об этом вахтенному начальнику шлюза. Ворота впереди нас медленно открываются. Вспыхивает зеленый огонь светофора: можно продолжать путь.