Карта сайта

Канал имени Москвы

Москва видела морские корабли. Громадина волжского теплохода привычна москвичу так же, как привычны силуэты кремлевских башен или высотных зданий.

А ведь в начале века газеты характеризовали Москву как город, «сухопутный до чертиков», в котором далеко не каждый житель видел хотя бы крохотный яхт-клубовский пароходик, ползавший через москворецкие мели...

Древняя столица страны, не имеющей равных среди государств мира по разветвленности и обилию внутренних водных путей, была связана с «главной улицей России» через Оку лишь ниточкой мелководной Москвы-реки.

Сегодня Москва — порт пяти морей. Канал, не менее глубокий и более удобный для плавания больших судов, чем сама Волга, подключил нашу столицу к воднотранспортной сети европейской части страны. Он приносит москвичам питьевую воду и вливает в Москву-реку больше воды, чем текло когда-то в ее русле.

На широкой водной дороге канала, связавшего столицу с великой русской рекой, начинаются или заканчиваются рейсы тысяч волжских судов.

Через Северный, Южный и Западный грузовые порты, через два столичных речных вокзала Москва принимает и отправляет по водным путям пяти морей множество пассажиров и огромное количество грузов.

Московский речной вокзал возле Южного порта обслуживает старый москворецко-окско-волжский путь. Главные же ворота Москвы на Волгу и к пяти морям — Северный речной вокзал.

Здесь начинаются линии, связывающие столицу с Каспием, Придоньем, Прикамьем. Открытие нового Вол-го-Балтийского водного пути сделает Северный вокзал и местом отправления дизель-электроходов линии Москва—Ленинград—Москва.

Нам не приходилось раньше бывать на Северном речном вок-нале? Тогда советуем приехать туда не к самому отходу судна, а так, чтобы иметь время полюбоваться парком и Химкинским водохранилищем.

К вокзалу из центра города ведет улица Горького, Ленинград-ский проспект, Ленинградское шоссе. Пока не вступит в строй новая линия метро, которая будет заканчиваться у вокзала, можно доехать до станции «Сокол» и пересесть здесь на троллейбус, автобус или такси. Если с вами обременительный багаж, то советуем заранее учесть, что от автобусной и троллейбусной остановки к зданию вок-зала ведет довольно длинная аллея...

Он расположен на берегу Химкинского водохранилища, в прибрежном парке, где ясень, клен, дуб, акация, ель чередуются с цвет-пиками и газонами. Парк — ровесник вокзала. Прежде тут был пустырь, рытвины, бурьян.

Длина вокзального здания 150 метров, высота его центральной чисти с выдвижным башенным шпилем — 100 метров. Звезда, вен-чающая шпиль, кажется сравнительно небольшой, но между концами ее лучей — 4 метра.

Десятки светло-серых колонн образуют галерею вокруг первого зтажа вокзала. По бокам здания — фонтаны, где фигуры белых медведей с одной стороны и скульптуры дельфинов — с другой сим-волизируют начинающиеся у вокзальных причалов пути на север и юг.

На скромном постаменте у крыла вокзала — памятник выдающемуся советскому ученому-кораблестроителю академику А. Н. Крылову, многие идеи которого воплощены в жизнь при строительстве нового флота Большой Волги.

Главный вокзальный выход к причалам украшают диски с цветной керамикой. Присмотритесь: плотина Днепрогэса, магистральный паровоз, стратостат, неуклюжий самолет над ледяными полями...

Сегодня мы уже не строим паровозов — их заменяют тепловозы и электровозы; каждая турбина новых гигантов на Ангаре и Енисее соперничает с Днепрогэсом; наши самолеты летают со сверхзвуковой скоростью над льдами, где прокладывает путь атомный ледокол; вместо стратостатов у нас — межпланетные корабли... А ведь вок-залу — четверть века!

Загляните в зал ожидания: там электрифицированная карта-ма-кет канала имени Москвы. Она позволяет наглядно представить путь к Волге и узнать интересные данные о канале.

Объем воды в водохранилищах канала, включая Московское море, 1463 миллиона кубических метров. Площадь их водного зернила — 387 квадратных километров. При строительстве канала было выполнено 202 миллиона кубических метров земляных работ, 3112 тысяч кубических метров бетонных работ, установлено 50 473 тонны металлических конструкций.

Постройка канала началась в сентябре 1932 года и продолжалась 4 года 8 месяцев. В этот короткий срок было возведено 240 крупных сооружений, в том числе 10 больших и 1 малый шлюз, 15 железобетонных и земляных плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, ряд мостов, 3 тоннеля под трассой, волжский аванпорт, пристани, Северный речной порт и вокзал и т. д.

Под макетом — профиль канала, показывающий, где волжскую воду поднимают к водоразделу и как она вливается в Москву-реку.

Химкинское водохранилище — последнее из водораздельных водохранилищ, если считать от Волги. Уровень воды в нем почти на четыре десятка метров выше, чем в Волге и в Москве-реке. Башни ближайшего шлюза, откуда начинается спуск к этой реке, видны возле мачт электропередачи. Но он, как и другой шлюз южного склона, останется в стороне от нашего пути.

Мы начнем путешествие по водохранилищам водораздела и затем спустимся к Волге через шлюзы северного склона. Профиль канала поможет наглядно представить то, о чем здесь написано.

У главного причала, к которому ведет широкая гранитная лестница, стоит наш теплоход1. Свежий ветер распрямил флаги. Скутера, как бы стремясь оторваться от воды, носятся по водохранилищу, и рядом с ними даже чайки кажутся медлительными и ленивыми...

Пора на судно, готовое к дальнему рейсу!

1 Возможно, вы будете путешествовать на пароходе или дизель-электроходе. Термин «теплоход» принят условно.