Карта сайта

Большая Волга

Еще много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов, челны лежали на песке у древних городищ. Во II веке нашей эры Птолемей упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

Век от века, десятилетие от десятилетия в народной жизни росли роль и значение Волги — и народ признал за ней первенство среди ста тысяч других наших рек. Волга знала бурлачество, тяжелый труд грузчиков, дикую конкуренцию пароходчиков, но все это в ее истории не может заслонить главного: здесь, на Волге, талантливость, одаренность народа проявились с необычайной яркостью в техническом творчестве.

В 1817 году вышел на Волгу сработанный руками мастеров камского Пожевского завода первый пароход, а к концу века волгари уже обогнали в судостроении Западную Европу.

На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом, построили первые в мире железные нефтеналивные баржи, первые паровые танкеры, создали тип комфортабельного пассажирского судна, обогатили мировую практику судоходства примене нием на судах двигателя внутреннего сгорания, работавшего на неф ти вместо керосина, — построили первый в мире теплоход.

Много лет назад известный французский географ Элизе Реклю писал, что реки несут в своих волнах историю и жизнь народов. Он мечтал о том времени, когда люди найдут способ управления движением рек, когда человек воспользуется этими работницами для переделки природы, когда «вечная и могущественная жизнь рек сделается дополнением нашей жизни».

Нам по сердцу поэтичность этих строк, выраженная в них вера в человека-творца. И сегодняшняя наша Большая Волга, движением которой мы управляем, которая работает на нас, помогая нам переделывать природу, — как дополняет и украшает она жизнь гигантской Русской равнины!

Начало Большой Волги было положено ленинским планом электрификации России. План ГОЭЛРО исходил из реального учета сил и возможностей страны. В нем еще не намечалось строительство волжских гидроузлов, но предусматривались электрификация и механизация основных волжских пристаней, с тем чтобы в дальнейшем сделать Волгу транспортной сверхмагистралью.

Сколько знаменательных перемен принес с тех пор Волге творческий труд народа!

Беломорско-Балтийский канал дал ей выход в Северный Полярный бассейн.

Канал имени Москвы связал ее со столицей.

Волго-Донской канал сделал ее магистралью пяти морей.

Волго-Балтийский канал, сооружаемый в семилетке, дает ей глубоководное магистральное соединение с Балтийским морем и водными путями севера.

Строительство гидроузлов превратило ее в цепь гигантских водохранилищ и в вечный источник электрической энергии.

Огромное значение разработанного под руководством Коммунистической партии плана Большой Волги заключается в том, что он предусматривает коренную, комплексную реконструкцию реки, ее наилучшее и всестороннее использование на благо народа.

Уже разработана схема практического решения такой крупнейшей проблемы, как переброска в Волжский бассейн части вод Печоры и Вычегды. Эти воды способны умножить силу Волги, прибавлять ежегодно миллиарды киловатт-часов в энергетическом балансе страны, помочь мелеющему Каспию и жаждущим степям Поволжья.

В перспективе исторического двадцатилетия, кроме создания Камско-Вычегодско-Печорского водного пути, — решение ряда дру-гих важных воднотранспортных проблем. Таково соединение Черного моря с Балтийским через Днепр, Припять и Неман внутренним водным путем, который почти втрое сократит расстояние между портами двух морей. Таковы, далее, соединение Волго-Балтийского пути с бассейном Северной Двины, прямые водные перевозки через канал из Днепра в Азовское море и через Днепр и Черное море на Дунай, в страны народной демократии. Будет завершено строительство последних гидроузлов Большой Волги, завершится реконструкции нижнего Дона.