Карта сайта

РЕКИ И ОЗЕРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - РЕКИ

Москва-река- часть 4

В прежнее время Москва-река использовалась для сплава леса. Ведь все дома и укрепления Москвы были сначала деревянные. Сплав леса сократился в XVIII веке, с началом массового строительства каменных зданий. Но все же до революции по реке еще продолжали сплавлять плоты. В настоящее время сплав леса по реке почти прекращен. В незначительном количестве он производится лишь с верховьев реки.

Рыбы в Москве-реке не очень много, и она не играла в хозяйстве Подмосковья особенно существенной роли. Водятся в ней окунь, лещ, ерш, налим, жерех, щука, карась, плотва, уклейка и др. Промысловый лов рыбы ведется сейчас только в низовьях Москвы-реки.

На Москве-реке издавна ставились водяные мельницы. Сила воды использовалась также для лесопиления и других нужд.

В наши дни на Москве-реке и ее притоках построены десятки гидростанций, которые вырабатывают энергию для сельского хозяйства и местной промышленности. Первая электростанция на реке появилась еще в 1921 г., у Мышкина. В 1936—1937 гг. были построены более крупные ГЭС — на Истре, Химке и Москве-реке (Карамышевская и Перервинская).

Москва-река очень живописна. На ее берегах много дачных мест, домов отдыха, пионерских лагерей, детских садов. В выходные дни на реке отдыхают десятки тысяч людей.

Жители Московской области любят Москву-реку с ее высокими берегами, лесом, пляжами, заливными лугами и тихими заводями. Хороша Москва-река с пе-

рекинутыми через нее мостами и каналом имени Москвы!

Первые попытки соединить Москву-реку с Волгой относятся ко времени Петра I. По его указанию в 1722 г. были составлены проекты, которые предусматривали соединение Москвы-реки с Волгой через Яхрому, Истру и Сестру. Но технически это было очень сложно, и поэтому постройку канала пришлось отложить.

В 1825 г. было предпринято строительство канала между вержовьями рек Истры и Сестры. Силами солдат и крепостных крестьян была построена плотина, под-пруживавшая верховья Сестры и ее притока Мазихи, и на месте небольшого озера создано водохранилище, из которого вода должна была идти в канал. Это огромное озеро сохранилось до настоящего времени и носит название Сенежского. Затем постройка (канала была прекращена, потому что более выгодной для перевозки грузов оказалась Николаевская железная дорога, соединившая Москву с Петербургом.

Сооружение канала имени Москвы было начато в сентябре 1932 г. и закончено 1 мая 1937 г. Целью строительства было обеспечить Москву питьевой водой и соединить столицу с важнейшими водными системами Европы.

Начало канала у Московского моря лежит только на 6,6 м ниже его окончания. Но на пути его — высокая Клинско-Дмитровская возвышенность, которая в районе трассы имеет значительную ширину. При строительстве были использованы глубокие долины рек Икши и Яхромы. Подъем по волжскому склону и спуск к Моск-ве-реке производятся при помощи шлюзов. Шлюзы образуют на волжском склоне шесть ступеней, на москворецком — четыре. Вода поднимается насосными станциями.

На водораздельном участке имеются озера-водохранилища — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Учинское, Клязьминское, Пироговское и Химкинское. Для водоснабжения создано специальное отстойное Акулов-ское водохранилище, ограниченное тремя плотинами. Вода в Москву из водохранилища идет самотеком, частью по водоводам, частью по естественному руслу.

До постройки канала Москва-река на территории города перегораживалась Бабьегородской плотиной. С юга воду подпирала Перервинская плотина, но вполне судоходным был только участок от Перервы до Устьинского моста, где ходили крупные суда. Участок выше Бабьегородской плотины использовался только местным транспортом, а в северной части города Москва-река была совсем несудоходна. В пределах Москвы теперь построены две новые плотины (Карамышевская и Перервинская) и проведено Хорошевское спрямление Москвы-реки, сокращающее судоходную линию на 5 — 6 км.

В городе имеется три гавани: Северная, или Химкинский порт, на Химкинском водохранилище; Западная гавань Московского порта у станции Фили, ниже Карамышевского шлюза, и Южная гавань Московского порта, на левом берегу Москвы-реки, выше Перервинской плотины.

Канал имеет длину 128 км и идет по искусственному руслу и водохранилищам. На трассе канала построено восемь пристаней: Волга, Соревнование, Ударная, Дмитров, Яхрома, Комсомольская, Икша и Пирогово. Кроме того, имеются еще небольшие причалы: Мельдино, Черная, Хлебникове и др.

Через год после окончания строительства канала восемь мостов через Москву-реку и отводной канал были заменены новыми. Старые мосты имели ширину 11 м, новые—-40. Наиболее крупным из них является Краснохолмский мост длиной 725 м. К сорокалетию Октября было завершено строительство большого Калининского моста, а затем и Автозаводского. Теперь под всеми мостами Москвы-реки свободно проходят волжские суда.

На канале расположено несколько мелких автоматизированных гидростанций. В часы пониженной нагрузки, когда город меньше нуждается в электрической энергии, ее используют насосные станции канала. В вечерние часы ток от гидростанций канала поступает в Москву.

Строительство канала явилось большим достижением советской и мировой техники. Канал имени Москвы длиннее Панамского и шире Суэцкого. Морским каналам он уступает только по глубине (см. таблицу ).

Название канала

Длина (км)

Ширина (км)

Глубина (м)

Имени Москвы

128

85,5

5,5

Суэцкий

164

80,0

10,5

Панамский

81

91,5

13,7

В результате создания канала имени Москвы сто­лица соединилась через Волго-Балтийскую систему с крупным международным портом — Ленинградом. Москва является портом пяти морей. Она связана с Бал­тийским, Белым, Каспийским, Черным и Азовским морями.