Карта сайта

Глава IV - НА БАЛТИЙСКОМ СКЛОНЕ

...Выйдя из камеры шлюза Пахомовского гидроузла, трехпалубный экспресс туристской линии Москва—Ленинград или Ленинград—Ростов, а может, Астрахань— Ленинград — начнет спуск к Онежскому озеру.

Пассажирам будет трудно представить себе коробочки старых шлюзов балтийского склона, не без основания прозванных «мышеловками». Впрочем, один из старых гидроузлов Мариинской системы решено сохранить в неприкосновенности, превратив в музейный экспонат под открытым небом...

Короткое водохранилище, плавная дуга подходного канала — и судно окажется у Новинковского гидроузла. Это место спорит красотой с Девятинским перекопом. Его прозвали «Вытегорской Швейцарией». Невысокие лесистые вершины поднимаются здесь спокойно и величаво над долинами, по которым сквозь нагромождения тяжелых валунов с шумом пробиваются ледяные ручьи.

Здесь крутизну падения балтийского склона новый водный путь преодолевает всего тремя камерами шлюзов, скомпонованными в одном гидроузле.

Возле строящихся сооружений действует мощный бетонный завод. Завод хорошо автоматизирован. Цемент попадает в растирочные машины, оттуда—в шнек. Его поднимают на верхний этаж заводского здания. Туда, под крышу, доставляется все, что нужно для производства бетона: вода, инертные материалы, цемент. Ни одна капля, ни один кусочек не минуют дозировочные аппараты, отвешивающие все строго по рецептам, данным лабораторией.

Помимо хозяйства цемента, при заводе есть хозяйство инертных материалов. Позади главного фасада высоко поднимаются воздушные галереи, из которых эти материалы поступают к дозировщикам по лентам транспортеров.

Неподалеку от гидроузла — завод плит-оболочек для облицовки камер. Процесс их изготовления требует большой тщательности. Для плит употребляются лучшие материалы; песок предварительно промывается, гравий сортируется. Сначала делается «матрасик» из арматуры — железного прута и проволоки. Сама форма, в которую на каркас «матрасика» кладется бетон, тщательно моется и смазывается, как лист, на котором в русской печи пекут пироги.

Чтобы бетон лег как можно плотнее, форму ставят на вибрирующий стол. Бетон попадает в нее из равномерно перемещающегося бункера.

Затем рольганги тащат форму к пропарочным камерам. Здесь ее ставят на рамы, причем тщательно наблюдают, чтобы получился так называемый водяной "замок" и пар не мог выходить наружу. Плиты поливают водой из душа. В результате ряда процедур бетон схватывается не за много дней, как на открытом воздухе, а всего за сутки.

Технология сложна. Но плитам ведь стоять долгие годы на сооружениях главного канала семилетки!

Камеры пятого, четвертого и третьего шлюзов Новинковского гидроузла разделены короткими каналами. За воротами третьего шлюза судно вступит в водохранилище Белоусовского гидроузла.

Белоусовский и расположенный возле одноименного города Вытегорский гидроузлы — две последние ступени спуска к Онежскому озеру. Это первоочередные пусковые объекты стройки.

Мы побывали здесь на том этапе, когда характер и внешний вид сооружений начинают определяться с достаточной четкостью даже для глаза человека, мало знакомого с гидротехническим строительством.

Белоусовский и Вытегорский гидроузлы состоят из подходных каналов, земляных плотин, однокамерных шлюзов и гидростанций, совмещенных с водосбросами. Как и все сооружения Волго-Балта, эти гидроузлы не отличаются помпезностью, парадностью внешнего вида. Архитекторы стремились добиться максимальной выразительности при минимальной затрате средств и материалов.

В отличие от разнотипных башен на канале имени Москвы, на Волго-Балте башни, в которых сосредоточено управление механизмами, делаются типовыми. Они не будут иметь громоздких акротериев и эмблем, свойственных сооружениям Волго-Дона. Основной материал, используемый на Волго-Балте, — железобетон. Он требует строгих, скромных форм. Да и сама неяркая северная природа, обрамляющая новый водный путь, как бы призывает архитекторов к скромности и сдержанности...

Первый, Вытегорский, шлюз характерен тем, что здесь водную дорогу пересекает архангелогородский тракт. Довольно крупный мост располагается у нижней головы, и поток автомашин пойдет над мачтами судов. Шлюз и мостовой переход образуют выразительный объемно-пространственный комплекс.

Все остальные шлюзы по внешнему виду мало отличаются друг от друга. Правда, на седьмом, входном со стороны Большой Волги, несколько увеличены башни, что связано и с расположением шлюза в начале системы, и с необходимостью размещения большего числа механизмов.

Весь каркас наземных сооружений нового пути — сборный железобетон. Это наиболее экономично и просто. Масштабы сооружений определяются необходимыми производственными объемами. Башни не будут особенно высокими — в этом нет необходимости.

Архитектурный ансамбль Волго-Балта не исчерпывается тем, что создают строители. Его дополняют великолепные образчики старого русского зодчества, о которых мы уже говорили, а также бережно охраняемые на трассе мемориальные памятники, связанные со старой Мариинской системой и ее строителями.

Скромные башни у шлюзов нового водного пути с красивыми застекленными балконами — эркерами будут оборудованы наиболее совершенными механизмами. На шлюзах используется такое новшество, как электропривод со следящей системой. Механизмы на обоих устоях будут работать совершенно синхронно: особое реле, реагируя на малейшие перекосы, станет давать соответствующую «команду» механизмам.

* * *

Осенью 1960 года река Вытегра была перекрыта в двух местах.

Весной 1961 года Вытегорский и Белоусовский шлюзы приняли первые суда. Здесь перерезаны первые алые ленты на главном канале семилетки.

По уже готовому каналу, который соединяет Онежское озеро с Вытегрой, в первый и второй шлюзы пойдут такие суда, для которых до сих пор дорога к водоразделу оканчивалась причалами Вытегры.

Друг за другом станут вступать в строй остальные сооружения.

Осенью 1962 года в створе Череповецкого гидроузла будет перекрыта Шексна. С весны следующего года суда пойдут здесь через новый шлюз.

1963 год должен стать годом завершающих работ. Откроется движение по южному склону на 225 километрах нового водного пути. Строители подготовят к сдаче в эксплуатацию водораздельный канал, Новинковский и Пахомовский гидроузлы. Отдельные суда смогут совершить первые пробные рейсы по новой вод ной дороге.

А в навигацию 1964 года произойдет торжественное открытие сквозного движения по всей трассе главного канала семилетки. Завершится создание единой глубоководной системы пяти морей европейской части страны.

Мариинская система сдаст полуторавековую вахту. Новый Волго-Балтийский водный путь примет ее на долгие века.