Карта сайта

Глава IV - ДЕВЯТИНСКИЙ ПЕРЕКОП

От шлюза № 26 до шлюза № 5 гидроузлы на Мариинской системе стоят особенно близко друг от друга, образуя «лестницу», разделенную «маршами» недлинных плесов.

Наиболее примечательное место в начале этой лестницы — Девятинский перекоп. И до него встречались живописные уголки, однако, в большинстве случаев такие, какие встретишь и на других широтах: узкие извилистые реки, тихие заводи. Подходы к перекопу были прелюдией — и вот как бы вступили в действие главные силы.

Неожиданно открылось ущелье с известняковыми белыми осыпями на крутых склонах. В него врывалась Вытегра, шумевшая на водосливе. Но водный путь оставляет в стороне ее природное русло. Судно вошло в другое, в «реку рукодельную», прорытую человеком сквозь гору. Сюда направлена часть вытегорских вод.

Перекоп возле села Девятины служил в свое время предметом обсуждения в инженерных кругах Европы. Тут применялись необычные для строительной практики методы работ.

О них сохранились официальные отчеты. Кроме того, у старых путейцев нам удалось записать рассказы об одной фигуре, не упоминавшейся в отчетах, но весьма известной в свое время на Мариинской системе. Мы не можем документально подтвердить эти рассказы, однако считаем не лишним привести здесь довольно правдоподобную версию, характеризующую некоторые события, которые предшествовали началу работ.

У крупного чиновника, начальника Вытегорского округа путей сообщения, был кучером некто Лопарев, из крестьян-кулаков, Однажды начальник проиграл в карты крупную сумму, и Лопарев неожиданно выручил его, предложив деньги. В благодарность начальник поручил ему выполнение двух чрезвычайно выгодных подрядов. Лопарев, быстро разбогатев, стал через некоторое время главным подрядчиком системы. Он построил дом в Вытегре и другой, украшенный превосходной деревянной резьбой, в деревне Шестовой. Этот дом не сохранился; однако в вытегорском музее есть кресло Лопарева, сделанное искусным резчиком. Его спинка -ямщицкая дуга с чрезседельником, подлокотники — топоры, на сиденье — выточенные из дерева ямщицкие рукавицы...

Когда при переустройстве системы возник проект сооружения Девятинского перекопа, Лопарев, как утверждают старые путейцы, отправился в Петербург к крупному инженеру Каннегисеру, специалисту по тоннелям, и предложил ему весьма высокое вознаграждение за разработку наиболее выгодного способа прорытия перекопа.

Каннегисер решил впервые в России применить тоннельный способ. Он предложил пробить по дну будущего канала туннель-штольню и сбрасывать в нее грунт через вертикальные шахты. Следовательно, грунт не нужно было поднимать вверх из глубокой выемки; напротив, он отваливался вниз без особенной затраты усилий. Для его вывозки из тоннеля закупили паровозы и вагоны.

Тоннель проложили в удивительно короткий для техники прошлого века срок — за 47 дней. Вертикальные шахты пробивали снизу вверх. Минеры работали в одиночку в насыщенных газами камерах. Порода после взрывов осыпалась, и ее тотчас отвозили. В июле 1891 года в тоннель втянулся по узкоколейке первый поезд с пустыми вагонами. К этому времени были уже пробиты все вертикальные шахты и рабочие стояли вверху, готовые обрушивать в их отверстия слоистый плитняк. Состав был длинный — 45 вагончиков. 1 \f Л

По сигналу рожка артели по 16 человек каждая налегли на ломы и лопаты. Загрохотала падающая в шахты порода. Последовал сигнал короткого перерыва, нужного для того, чтобы паровоз протянул немного состав, — и под жерлом шахт оказались следующие 15 вагончиков. После третьей передвижки груженый состав вывели из тоннеля.

Конечно, не все шло гладко: камень попадал и мимо вагонов, в одном бывало густо, а в другом — пусто. Но I. общем опыт удался. Лишь на втором этапе работ в некоторых местах породу рвали динамитом и отвозили и тачках. в1892 году на перекопе трудилось уже 1200 рабочих. Они жили в трюмах барж, прикрытых от дождя тесовыми настилами.

В отчетах о стройке есть фраза: «почти все рабочие находились на хозяйском иждивении». Подрядчик открыл свои лавки и харчевни, стараясь, чтобы ни одна рабочая копейка не уплыла из его рук на сторону. Он посылал агентов вербовать людей в соседние губернии, потому что как только начиналась навигация, местные рабочие уходили со стройки, предпочитая тяжелый труд на проводке судов «лопаревской каторге», совпавшей с неурожайным годом и двумя холерными эпидемиями.

В таких условиях был сооружен перекоп, который и при сегодняшних масштабах земляных работ отнюдь не кажется незначительным.

Туристы, пользуясь медленным ходом судна через три расположенных в перекопе шлюза, обычно поднимаются на его откос. Отсюда открывается великолепный вид: в искусственном ущелье, окруженном сосновым лесом,— узкая светлая полоска воды и коробки шлюзов, которые сверху кажутся тонко выполненным макетом.

Девятинский перекоп после сооружения Волго-Балта перестанет быть главной водной дорогой: новая трасса оставляет его в стороне. Однако чудесное место не утратит красоты: в перекоп вместо вытегорских пустят чистые воды Белого ручья, впадающего неподалеку.

За Девятинской «лестницей» шлюзов — в ней шесть ступенек — есть еще Марковская, где шлюзы также построены очень густо. На протяжении 16 километров наиболее крутого участка трассы—21 шлюз! Немудрено, что тут совершенно отчетливо просматривается именно «лестница», которую на шлюзованных каналах обычно лишь воображаешь, но не видишь, поскольку шлюзы стоят достаточно редко для того, чтобы можно было на глаз определять, насколько один ниже или выше другого.