Карта сайта

Глава IV - ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГИДРОУЗЕЛ

Первый со стороны Волги гидроузел Волго-Балта строится выше Череповца, там, где в долине Шексны кончается подпор Рыбинского водохранилища.

Плотина нового гидроузла создаст водохранилище площадью 1670 квадратных километров—пять Московских морей. На карте проекта его голубая краска заливает всю долину Шексны, питающее реку Белое озеро и даже часть долины реки Ковжи, текущей к этому озеру, как мы знаем, с другой стороны, с водораздела.

Карта говорит о том, что новое водохранилище не затопит особенно ценные угодья. «Болота Похта (труднопроходимые)»— написано с одной стороны трассы. «Болота Похта (непроходимые)» — можно прочесть с другой. И дальше обозначены все те же болота и топи.

Дорога к поселку строителей гидроузла идет по дамбе, проходит мимо лесозаводов и других предприятий, возникших у берегов Шексны за последние десятилетия.

В поселке можно увидеть потемневшие бараки, в которых жили первые строители Волго-Балта еще до, войны. По соседству—более капитальные здания, относящиеся к тому времени, когда далеко от Шексны, в междуречье Волги и Дона, уже заканчивались последние работы и сильное подкрепление волгодонцев было переброшено на Волго-Балт. Тогда здесь построили двухэтажный дом управления строительного участка, клуб, магазин, большие дома. Но и эти здания уже не радуют глаз: они постарели, обросли пристройками, дровянниками.

А ближе к Шексне — то, что построено за последние годы, когда на Волго-Балте снова стали набирать разбег. Здесь уже не дерево, а камень. Построены красивые коттеджи, больница, детский сад и все прочее, чему положено быть в благоустроенном рабочем поселке.

Сооружения гидроузла — по соседству с новой частью поселка. Череповецкий гидроузел — это земляная плотина, перегораживающая пойму Шексны, однокамерный шлюз и гидроэлектростанция с горизонтальными агрегатами капсульного типа, рассчитанными на максимальное использование энергии водного потока.

Эти прямоточные подводные агрегаты позволяют при меньших габаритах и меньшем весе получать большую мощность, избавляют строителей от ряда весьма сложных работ по сооружению спиральных камер и отсасывающих труб, способствуют широкому применению сборного железобетона на строительной площадке. Здание гидростанции совмещается с водосбросными устройствами.

Череповецкая ГЭС совмещенного типа — первая в Советском Союзе — будет, таким образом, знаменовать собой осуществление ряда новых технических идей в гидроэнергетике.

Строители Череповецкого гидроузла с самого начала работ на Волго-Балте усиленно и успешно готовились к выполнению большой программы. Здесь была создана компактная строительная площадка, хорошие дороги, железнодорожная ветка, полностью развернутое подсобное хозяйство с большими резервами, широкий фронт работ: шлюз, плотина, ГЭС, подходные каналы.

Тот, кто бывал на стройках каналов, знает, что по-настоящему оценить размеры шлюза можно не тогда, когда через него уже идут суда, а в разгар стройки, пока он еще ни разу не открывал своих ворот, пока кладется последний бетон. Потом эти размеры будут скрадывать земля, присыпанная к стенам снаружи, и вода, наполняющая камеру изнутри.

Шлюз Череповецкого гидроузла поднимает над огромным котлованом две серые стены железобетона. Они достигают высоты четырех- пятиэтажного дома и тянутся в длину на добрый квартал. Нам приходилось видеть строительство шлюзов Волго-Донского канала: то, что вчера казалось грандиозным, бледнеет сегодня перед новыми масштабами...

Череповецкий гидроузел не только создает удобный и глубоководный путь, но и дает стране значительное количество электроэнергии. А она нужна череповецким металлургам, Вологде и всему прилегающему району. Череповецкая гидростанция будет самой мощной из трех, строящихся на Волго-Балте.

Как же изменятся условия плавания флота после перекрытия Шексны плотиной гидроузла? Что представляет собой тот участок Мариинской системы, который доживает последние дни перед разливом Череповецкого водохранилища?