Карта сайта

ГЛАВА II - ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Мы помним общий неблагоприятный для нас ход военных действий летом и осенью 1941 года. Враг был под Ленинградом, занял районы Прибалтики, Карелию...

Волго-Балтийский путь был перерезан сначала на Неве, затем финны заняли пристань Вознесенье. Враг подошел близко к Вытегре.

Грузы, эвакуируемые водными путями из Карелии и Ленинградской области, шли через Мариинскую систему. По ней же уходил в тыл флот, который был излишним во фронтовых бассейнах.

Впервые за все время существования системы основной поток грузов двигался в необычном направлении— почти исключительно от Балтики на Волгу. Шлюзы работали непрерывно круглые сутки, и все же у их ворот порой скапливались «очереди» караванов. Позже было подсчитано, что за навигацию путейцы Мариинской системы сделали свыше 160 тысяч пропусков через шлюзы; среднее их число в иные дни удваивалось по сравнению с довоенным.

Воинскими и эвакуационными перевозками иногда было занято до 200 шекснинских несамоходных судов и вся тяга. Команды работали с небывалым напряжением. Маломощные буксировщики водили по 9—14 барж вместо обычных 4—5.

Нелегко приходилось шекснинским путейцам в первую военную навигацию! Их труд был будничным, незаметным, но очень важным для фронта. Им приходилось отрываться от своего прямого дела и сопровождать караваны, которые вели люди, не знакомые с местными условиями плавания. Больших трудов стоила маскировка гидросооружений. Чтобы делать их малоприметными с воздуха, чтобы как-то «потушить» хорошо различимую сверху полосу белой пены у слива плотин, путейцы рубили елки и привязывали их за комли к фермам.

Осенью 1941 года холода наступили рано. С 20 октября каналы стало затягивать льдом. Он набивался и в шлюзы.

Надо было позаботиться о сохранении и использовании свыше ста путейских судов, эвакуированных на систему из прифронтовой полосы. Часть земснарядов демонтировали: они не могли пройти под фермами моста через Шексну. Некоторые земснаряды были отправлены на Волгу; два из них после безуспешных попыток пробиться через льды Рыбинского водохранилища зазимовали вдали от берегов.

Основной путейский флот был уведен в пределы Северо-Двинской системы. Там его использовали для расширения и углубления старых каналов. Результаты этой работы оказались очень полезными: позднее через Северо-Двинскую систему смогли проходить крупные суда.

Общеизвестна и всенародно, признана героическая работа водников на Ладоге, где действовали «дороги жизни» осажденного врагом Ленинграда. Менее известны факты, связанные с боевыми действиями на Онежском озере.

Враг занял Петрозаводск и побережье вблизи него в сентябре 1941 года. Созданная на Онежском озере военная флотилия, в которую вошли и вооруженные озерные пароходы, первоначально вела военные действия вблизи истока Свири, мешая противнику форсировать эту реку. Затем, до ледостава, она помогала нашим сухопутным частям, сражавшимся на побережье озера.

Лучшие бухты западного берега, удобные для стоянки кораблей, были захвачены врагом. Однако путейцы в другом районе побережья сумели углубить проходы из озера в два водоема, пригодные для кораблей флотилии.

В навигацию 1942 года финны создали свою озерную военную флотилию, которую поддерживали бомбардировщики и истребители. Наша флотилия летом этого года базировалась у города Вытегры, нападая на вражеские суда и укрепленные пункты побережья.

Флотилия действовала настолько успешно, что финны вынуждены были прекратить важные для них озерные перевозки. Корабли советской флотилии высаживали разведывательные десанты, помогали действиям наших войск на побережье. Они конвоировали транспортные суда, которые продолжали перевозки по Онежскому озеру.

В навигации 1942 и 1943 гг. движение по прилегающей к Онежскому озеру части Мариинской системы подчинялось преимущественно текущим нуждам фронта. От места соединения с Северо-Двинской системой у пристани Топорня и дальше по волжскому склону продолжались значительные перевозки.

Мариинская система служила для кораблей Онежской флотилии трассой отхода в наиболее удобные места зимовки. По ней же флотилия получала подкрепления.

В 1944 году, как известно, начались наступательные операции наших войск в районе Онежского озера. Онежская флотилия поддерживала наступление войск Карельского фронта. Было освобождено Вознесенье. Корабли флотилии предприняли сильный огневой налет на позиции финнов у истока Свири. Под прикрытием огня наши части форсировали реку.

Готовя наступление на Петрозаводск, военные корабли и транспортные суда перевозили по озеру войсковые части и много боеприпасов. Во время Петрозаводской операции моряки флотилии высадили десанты в Уйской губе и первыми ворвались на причалы Петрозаводска, возле которых догорали подожженные при отступлении вражеские корабли.

Все занятое врагом побережье Онежского озера было освобождено за девять дней.

Путейцы Мариинской системы в период наступательных операций расчищали Онежский канал, когда враг находился в нескольких километрах от него. Они срезали мысы, чтобы облегчить проход кораблям флотилии, усиливали понтонные мосты, работали на переправах, выполняя важные задания военного командования.

Известно, что после войны многие воднотранспортные связи на севере и северо-западе страны оказались нарушенными. Был выведен из строя Беломорско-Балтийский канал. На Свири враги взорвали все гидротехнические сооружения, в том числе плотину и шлюз Нижнесвирской ГЭС. Большие потери понес флот Северо-Западного бассейна, были разрушены многие пристани в его пределах.

Однако страна быстро залечивала раны.

Накануне ледостава в 1945 году было закончено восстановление шлюза Свирской ГЭС. На следующую навигацию он стал нормально пропускать суда волго-балтийской трассы.

В июле 1946 года строители вернули стране Беломорско-Балтийский канал, причем свыше 40 сооружений его южного склона были при восстановлении существенно улучшены.

В 1947 году страна приступила к работам на Волго-Балте.

Строительство, начавшееся в этом году, продолжалось до 1953 года. Трудности послевоенного времени, недостаток техники и материалов, необходимость неотложных восстановительных работ на важнейших магистралях страны сдерживали, однако, темпы сооружения Волго-Балта.

В 1950—1953 годах страна развернула строительство крупнейших в мире гидростанций на Волге и Волго-Донского канала. Именно на этих важнейших объектах концентрировались силы и средства.

В 1952 году, еще до того как завершилось строительство Волго-Дона, началось перебазирование его строительной техники на Волго-Балт. По железным дорогам и водным путям к строительным площадкам волго-балтийского пути доставлялись сотни машин, демонтированные бетонные заводы-автоматы, оборудование для подсобных предприятий.

Однако в первой половине 1953 года по ряду обстоятельств стройку Волго-Балта пришлось на некоторое время законсервировать. Консервация продолжалась до последнего квартала 1954 года. Осуществленная недостаточно продуманно, без учета перспектив, без стремления в максимальной мере сохранить позиции для развертывания строительства в дальнейшем, эта консервация нанесла большой ущерб стройке.

Правительственное решение о продолжении работ состоялось в 1954 году. В 1955 году был готов пересмотренный и улучшенный проект нового водного пути — и с этого года на первоочередных гидроузлах возобновились значительные работы.

Внесение Волго-Балта в число строек семилетки окончательно определило его судьбу.