Карта сайта

ГЛАВА II - ПО ЗАДАНИЮ ЛЕНИНА

Основные фронты гражданской войны проходили в стороне от Мариинской системы. Но естественно, что этот водный путь, связывавший обороняемый от врагов Петроград с центральными районами Советской России, пользовался особым вниманием советского правительства.

Среди важнейших правительственных заданий, выполненных путейцами Мариинской системы, была проводка с Балтики на Волгу и Каспий военных кораблей.

К августу 1918 года, когда бои в Поволжье приняли особо ожесточенный характер, усиление Волжской военной флотилии боевыми кораблями стало задачей государственной важности. Решение об этом было принято в период борьбы за Казань. В. И. Ленин потребовал от штаба военно-морских сил на Балтике безотлагательно осуществить операцию.

По указанию Ленина были подготовлены к отправке четыре подводные лодки и шесть миноносцев. Подводные лодки предполагалось везти до Саратова по железной дороге и там спустить на воду. Миноносцы же должны были пройти систему самостоятельно.

2 августа 1918 года отправились в путь «Прыткий», «Прочный», «Ретивый» и «Поражающий». Первые три корабля имели по 250 тонн водоизмещения, «Поражающий»—220 тонн; ему требовался ремонт, и миноносец вели на буксире. Через густошлюзованную часть системы все корабли шли на буксире за речными судами.

22 августа миноносцы пришли в Рыбинск. На следующий день была получена телеграмма В. И. Ленина: «Приказываю самым срочным порядком закончить погрузку орудий, снарядов и угля и незамедлительно следовать в Нижний. Работа эта должна быть выполнена в самый кратчайший срок. Местный совдеп и советские организации должны оказать полное содействие. Каждая минута промедления ложится тяжкой ответственностью и повлечет соответствующие меры по отношению к виновным. Телеграфируйте исполнение».

Миноносцы покинули Рыбинск в тот же день. В Нижнем Новгороде на них установили орудия, которые везли сзади на баржах, и 27 августа три корабля уже присоединились к Волжской флотилии; «Поражающий» несколько задержался на ремонте.

Вскоре дивизион миноносцев, переброшенных по системе, заставил замолчать батареи белых в Верхнем Услоне и Печищах — важных пунктах па подступах к Казани. Корабли участвовали затем в сентябрьском решительном штурме Казани и в других боевых операциях на Волге и Каме. В частности, они осуществили знаменитый рейд к камской пристани Гольяны, где из-под носа белых увели «баржу смерти» с обреченными на расстрел сотнями заложников.

По системе прошли также миноносцы типа «Финн», имевшие 570 тонн водоизмещения, и типа «Достойный» — 350 тонн.

Один из старейших работников волго-балтийского пути инженер Н. И. Семенов, в 1918 году заведывавший гидроотделом в Белозерске, рассказывает, что путейцы системы с энтузиазмом выполняли задание Ленина. Несмотря на то что корабли шли не на полной осадке, ворота шлюзов пришлось дополнительно наращивать, чтобы поднять уровень воды в камерах. Вся проводка осуществлялась четко и слаженно, если не считать небольших недоразумений. Так, командир одного из миноносцев, несмотря на протесты путейцев, решил произвести в шлюзе мелкий ремонт корабля, использовав камеру вместо дока. Разумеется, это задержало бы движение других судов. Потребовалось вмешательство комиссара...

Труднее всего было с проводкой миноносцев типа «Финн», которые едва втискивались в шлюзы. Много хлопот они доставили и в крутых коленах Шексны, где их вели речные буксиры. Возле Ивановой головы тече- ние развернуло миноносец «Карл Либкнехт» и поставило его поперек реки. Однако команда буксира «Молотобоец» сумела быстро вывести тяжелый корабль на фарватер.

В целом вся проводка была осуществлена в срок и без аварий.