Карта сайта

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА - Часть 2

Весной, в пору половодья, мели почти не стесняли продвижение судов, но в разгар лета, а иногда и осенью Волга здесь нередко мелела настолько, что судоходство совсем приостанавливалось.

Но вот наш теплоход плавно поворачивает вправо, затем влево и, наконец, медленно подходит к конечной цели нашего путешествия — городу Калинину.

Раздается продолжительный гудок, бросаются тросы, мы ощущаем легкий толчок. Судно пришвартовалось к пристани.

Калининский речной вокзал, по праву считающийся достопримечательностью города, — несомненно, один из лучших речных вокзалов на Волге. Здание вокзала оригинально и красиво. Полукруглая аркада, такой же полукруглый ряд колонн, открытые террасы и лестницы — все это выделяет центральную часть здания и придает ему монументальный вид. Вокзал хорошо спланирован и внутри, здесь же подчинено задаче отличного обслуживания пассажиров.

Город Калинин — центр Калининской области и речной порт на Волге — богат достопримечательностями, славен своим прошлым, справедливо гордится своим настоящим. Нельзя быть в этом городе и не осмотреть его, не ознакомиться с ним.

С ноября 1931 года город Калинин носит имя Михаила Ивановича Калинина — одного из выдающихся деятелей Коммунистической партии и советского государства, бесстрашного революционера, верного ученика и соратника В. И. Ленина. М. И. Калинин был уроженцем бывшей Тверской губернии.

В городе на площади Революции стоит большой памятник М. И. Калинину. Он изображает Всесоюзного и Всероссийского Старосту таким, каким все привыкли видеть его в жизни, — простым, доступным, волевым и мудрым.

С городом Калинином связаны имена и многих других выдающихся деятелей русской культуры. В старое время здесь жили, работали и бывали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин.

Город Калинин, расположенный на слиянии реки Волги с двумя ее притоками — Тьмакой и Твердой, раньше назывался Тверью.

Тверь —один из древнейших русских городов, сложившихся еще в XI—XII веках из ремесленно-торговых поселков. Впервые Тверь упоминается в грамотах 1134 года.

Подчиняясь некоторое время Новгороду, а затем Владимиро-Суздальскому князю, в 40-х годах XIII века Тверь стала столицей самостоятельного Тверского княжества. В 1485 году Тверское княжество и Тверь были присоединены к Московскому великому княжеству.

Находясь на важных в то время торговых путях, соединявших Восток с Западом, Тверь быстро росла и развивалась. Уже в конце XIII века здесь велось довольно значительное каменное строительство. В XIV— XV веках город стал одним из крупных ремесленных и торговых центров. Тверичи вели обширную торговлю хлебом, лесом и кожей, лили пушки и колокола, что тогда было очень сложным делом, занимались ювелирным, литейным, кузнечным, гончарным, кожевенным и другими ремеслами.

Хотя на протяжении столетий Тверь несколько раз подвергалась разгрому и почти полному уничтожению (на нее неоднократно нападали татаро-монголы, были здесь и литовские завоеватели, а в 1763 году город особенно жестоко пострадал от грандиозного пожара),— она каждый раз оживала, собирала силы и снова налаживала свою жизнь и хозяйство. С 1775 года Тверь — административный центр Тверской губернии.

Первые промышленные предприятия появились в Твери в середине XIX века, а к 1903 году в городе насчитывалось уже около 50 фабрик и заводов. Основное место среди них занимало широко известное в то время по всей стране текстильное производство купца Морозова — «Тверская мануфактура».

С появлением в городе промышленных предприятий началась и его революционная история. Стали возникать стачки и забастовки—первая забастовка в Твери была в 1860 году. Затем революционная борьба тверского пролетариата начала принимать более организованные формы. Создаются первые нелегальные марксистские кружки и партийные группы. В 1905 году в городе возник Совет рабочих депутатов, а в дни Московского декабрьского вооруженного восстания Тверь отправила лучших своих сыновей на помощь восставшему пролетариату Москвы.

Как не похож нынешний Калинин на дореволюционную Тверь! За годы советской власти для развития города сделано значительно больше, чем за всю его многовековую историю. Сегодня Калинин—один из крупнейших городов страны, большой промышленный центр. Железные дороги связывают его с Москвой и Ленинградом. Летом, когда открывается навигация, к пристани подходят большие волжские теплоходы. Калинин, как и Москва, — порт пяти морей.

В настоящее время город Калинин дает около половины промышленной продукции всей Калининской области.