Карта сайта

ПО МОСКОВСКОМУ МОРЮ - Часть 3

С 1930 года рабочий поселок Кузнецове стал носить славное имя жившего здесь рабочего-революционера П. П. Конакова, казненного царскими властями в 1906 году в Петербурге за участие в первой русской революции.

В Конаково переселилось много жителей снесенного перед затоплением зоны Московского моря города Корчевы, население и размеры поселка сразу же резко возросли, и в 1937 году он стал городом. Теперь это один из районных центров Калининской области. К нему подходит железнодорожная ветка от станции Решетниково на линии Москва — Ленинград Октябрьской железной дороги.

Конаково славится крупным фаянсовым заводом имени М. И. Калинина, основанным еще в 1809 году, но почти заново реконструированным и перестроенным в годы советской власти. Завод выпускает посуду и различные художественные изделия из фарфора и фаянса, известные далеко за пределами области. При заводе есть очень интересный музей, где собраны образны всех видов продукции завода за 150 лет его существования. И завод и музей доступны туристам для осмотра.

В Конаково работают также алебастровый, ремонт-но-механический, рыбный и молочный заводы.

Совсем недавно Конаково стало местом важной и уникальной стройки, предусмотренной планами текущей семилетки. Неподалеку от тихого приволжского городка началось опытно-показательное строительство Конаковской ГРЭС, одной из крупнейших в мире и самой мощной в Советском Союзе тепловой электростанции. Основным топливом для этой станции послужит природный газ, а резервным—мазут. Станцию подключат к газопроводу, который в ближайшее время большим кольцом опояшет Москву; мазут дадут ей Московский, Ярославский, Горьвовский и другие соседние нефтеперегонные заводы. Общая мощность станции — 2,8 миллиона киловатт. Чтобы правильно понять значение этой цифры, необходимо сказать, что самая крупная из числа действующих американских теплоэлектростанций — Кинтстонская — имеет установленную мощность в 1480 тысяч киловатт. На Конаковской теплоэлектростанции будут установлены мощные и сверхмощные турбины. Два ее агрегата по 800 тысяч киловатт будут новым словом советского энергомашиностроения. Котлы большой производительности высотой в 15-этажный дом будут работать на очень высоких параметрах. Первый агрегат новой ГРЭС мощностью 300 тысяч киловатт должен вступить в эксплуатацию в 1963 году. А еще через три года все шесть турбин нового гиганта теплоэнергетики уже должны работать на полную мощность.

От Конакова наш путь идет уже по Волжскому плесу. Этот плес резко отличается от уже знакомого нам Иваньковского. Он тянется почти на 50 километров и составляет примерно 22% всей площади Московского моря. По сути дела это не разлившееся в стороны большое водохранилище, а скорее широкая и полноводная река, от берега до берега которой нередко бывает не менее полутора километра. Средние глубины здесь — около 5 метров. Островов, укромных местечек, тихих заводей почти нет. Птице негде гнездиться. Поэтому эти места не знают того оживления, какое обычно бывает на других участках Московского моря в пору весенних и осенних перелетов.

Зато сюда очень стремятся туристы — любители красивой природы. Их привлекают не только эффектные виды и очаровательные уголки на берегах Волжского плеса, но и окрестные места. И действительно, они очень красивы! Особенно выделяется правый берег водохранилища со своими террасами и большими сосновыми лесами. Противоположный берег низменный, здесь больше лугов и лиственных рощ.

Наш теплоход минует селения Карачарово, Плоски, Свердлово, Весна, Терехово, Городище — с левой от нас стороны, Заборовье, Юрятино, Загорье, Осиповна— с правой. Карачарово, где на самом берегу среди большого соснового леса устроен дом отдыха, и Свердлово— пристани местного значения, но рейсовые теплоходы делают тут короткие остановки.

Мы подходим к месту, где Московское море разветвляется на три больших водоема: по одному из них мы пришли с Большой Волги, от Конаково, другой водоем—напротив— Шошинский плес; третий же уходит перпендикулярно двум первым далеко на северо-запад к верховьям Волги, к Калинину. В самом центре этого места расположился довольно значительный по размерам остров Низовка.

Шошинский плес остается в стороне от нашего пути. Но, поскольку он является важной частью Москозского моря, очень интересен по своим особенностям и привлекает к себе огромное внимание туристов и охотников, необходимо коротко рассказать и о нем.

Шошинский плес занимает значительную площадь — более 112 квадратных километров, что составляет примерно 35% общей площади Московского моря. Общая длина его — около 30 километров, а максимальная ширина доходит до 17—18 километров.

Большая изрезанность берегов, большое количество протоков, рукавов, заводей, множество островов, временами то появляющихся, то исчезающих — все это характерные черты этой части Московского моря. Есть у него еще одна очень важная и характерная особенность — мелкие глубины: три четверти его площади имеют глубину всего лишь около метра. Это имеет очень важное значение для всего режима водоема и обусловливает большие изменения в его внешнем виде, во всем его режиме и в развитии здесь животного и растительного мира.

Режим водоема сильно меняется в течение года. В конце июля или в августе, например, его поверхность начинает заметно сокращаться, из-под воды появляется множество мелких островков, а в сентябре от воды совсем освобождается большая часть дна Шошинского плеса. Тогда в тех местах, где совсем недавно разливалось море воды, расстилается огромное низменное пространство, на котором небольшие и неглубокие озерки чередуются с протоками, лужицами, густыми зарослями водяной гречихи или рогоза. Это — рай для многих птиц. Множество куликов усердно роется в мягкой и илистой почве, по отмелям и тенистым местам бродят цапли, с места на место носятся кроншнепы, чибисы, турухтаны. А по вечерам в воздухе то и цело слышится свист крыльев пролетающих в темноте уток.

Шошинский плес Московского моря — очень своеобразный и интересный уголок Подмосковья. Его облик в основном обусловлен созданием канала имени Москвы и Московского моря. Здесь следует побывать не только охотнику или
рыбаку-спортсмену — много любопытного, а порой и нового для себя тут найдет каждый любитель и внимательный наблюдатель природы.

. . .Наш теплоход продолжает свой путь по Волжскому плесу. Он резко поворачивает на северо-запад, и вскоре водная дорога снова становится шире. Чаще встречаются населенные пункты. С правой стороны — деревни Горки, Едимоново, Видогощь, с левой — Слобода, Старое и Новое Мелково, Тос, Городня. Наиболее интересны из них — села Едимоново, Тос и Городня. Село Едимоново знаменито тем, что здесь в 1871 году было основано первое в России училище молочного хозяйства и сыроварения. Этим было положено начало отечественному промышленному сыроварению.

Интересно отметить, что до создания Московского моря Едимоново находилось вдали от Волги, теперь же волжские воды подходят к самому селу.

Название поселка Тос сложилось из начальных букв названия Торфо-опытной станции, которая разместилась здесь в красивом парке. Эту станцию охотно посещают туристы, осматривают единственный в своем роде музей, где знакомятся с новейшими способами разработки торфа.

Село Городня — старинный населенный пункт, не раз упоминаемый в истории Московского государства под названиями Вертязин, Городец, Городня. В древности было время, когда он считался удельным городком, своего рода столицей. В 1312 году князь Михаил Ярос-лавич заключил тут мир с Новгородом, по договору «ворота отворил» для хлебных обозов, за что новгородцы обязались уплатить ему 150 гривен серебра. В том же XIV веке тверские князья чеканили здесь свою монету. В 1569 году Иван Грозный обвинил жителей Городца в измене, по его приказу Городец был разрушен, а жители перебиты. В более поздние времена в Городне жили царские рыбаки; вместо оброка они обязаны были поставлять ко двору разную рыбу.

Еще у деревни Старое Мелково к Волжскому плесу почти вплотную подошло Ленинградское шоссе. Здесь исстари проходила дорога, соединявшая Москву с Петербургом. В Городне и теперь стоит старинное здание почтовой станции, где когда-то останавливались на короткий отдых А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Крылов, А. Н. Островский.

В Городне от давних времен сохранились остатки старинного земляного укрепления — городища. Церковь на городище — памятник русской архитектуры XV века.

От Городни теплоход снова поворачивает, но теперь уже к северу. Справа проплывает село Судимирка, а скоро мы подходим к поселку и пристани Лисицы, более известной среди туристов под названием «Турбаза». В этих местах находится база Московского туристско-экскурсионного управления ВЦСПС «Лисицын Бор». На левом берегу Волжского плеса, среди соснового бора, в полутора километрах от Лисиц, на большом участке раскинулся палаточный туристский лагерь, где всегда кипит жизнь, где можно прекрасно отдохнуть, откуда проложены туристские тропы во многие красивые уголки окружающей местности.

Окрестности поселка Лисицы, как и многие другие участки вокруг Московского моря, пользуются огромной популярностью у туристов. Сюда стремятся истые любители природы, не боящиеся больших переходов в лесистых и болотистых местах С рюкзаками за плечами, с палкой в руках проходят они десятки километров, изучая родной край, любуясь природой, полной прелести и очарования, укрепляя и закаляя свой организм. Много здесь создано и благоустроенных домов отдыха, которые охотно посещают трудящиеся Калинина, Москвы и других городов.

Лисицкая туристская база — тоже хороший дом отдыха. Но главная ее задача — помогать туристам в изучении родного края. Она организует регулярные экскурсии на лодках по Московскому морю и по каналу имени Москвы, вверх по Волге и ее притокам Твер-це и Тьме, по реке Медведице к селу Верхняя Троица — родине М. И. Калинина; отсюда можно совершить круговой лодочный поход на озеро Великое, прогулки в ближайшие колхозы и т. д.

Около поселка Лисицы Московское море заканчивается. Его Волжский плес постепенно сужается и переходит в русло реки Волги. Но это совсем не та Волга, какая была здесь лет 30 назад. Старики вспоминают, что тогда в этих местах можно было свободно переходить реку и перегонять через нее скот вброд. Сейчас это — большая, широкая и глубокая река, настоящая матушка-Волга.