Карта сайта

ПО МОСКОВСКОМУ МОРЮ

Московское море. . . Действительно ли это море Где оно находится? Каковы его особенности? Такие вопросы всегда интересуют человека, впервые попавшего в эти места.

Московским морем несколько произвольно называют верхнее водохранилище Волги. Оно представляет собой огромный, вытянувшийся вдоль русла Волги и ряда ее притоков водоем с большим запасом воды, значительными глубинами, широкими плесами и причудливо изрезанными живописными берегами. По всем чертам и особенностям его наиболее правильно было бы назвать озером, но за величину и широкие водные просторы народ стал называть его морем.

Огромное водохранилище на Верхней Волге создано искусственно, руками человека. Его назначение — регулярно, в течение круглого года питать водой канал имени Москвы, давать ресурсы для обводнения Москвы-реки, Учи, Клязьмы, обеспечивать водоснабжение столицы, приводить в действие 7 гидроэлектростанций общей мощностью около 70 тысяч киловатт. Московское море и для канала имени Москвы, и для электростанций, и для Москвы-реки с ее притоками, и для всей промышленности и населения столицы является как бы постоянной, безотказно действующей «водной кладовой», откуда в течение всего года берется нужная им вода.

Исключительно велико значение Московского моря для судоходства. Раньше из-за малых глубин, множества отмелей и перекатов на Верхней Волге и тем более на многих ее притоках — Шоше, Созп и других судоходство или не существовало вовсе, или сильно ограничивалось. Теперь положение резко изменилось: по всем плесам Московского моря, по реке Волге до и выше Калинина, по Сози до завода имени 1 Мая, по Шоше до села Тургиново регулярно ходят теплоходы, катера, буксиры с большими баржами. Прилегающие районы, города и селения с созданием Московского моря получили новый дешевый водный путь, что существенно сказалось на их экономике.

Но значение Московского моря проявляется и косвенно. Оно, например, существенно повлияло на микроклимат окружающей местности, резко изменило условия развития животного и растительного мира.

В 1934 году у села Иваньково строители канала имени Москвы начали первые работы по сооружению Волжского узла. За три с половиной года было вынуто и насыпано 17 миллионов кубических метров земли, уложено 600 тысяч кубических метров бетона. Огромная железобетонная плотина с восемью пролетами и четырьмя донными водопропускными отверстиями, восьмикилометровая земляная дамба строились с расчетом поднять уровень воды в Волге на 18 метров, на высоту пятиэтажного дома, что обеспечивало создание необходимого водного резервуара. Параллельно шла подготовка ложа будущего водохранилища. Чтобы очистить эти места и подготовить их к затоплению, пришлось перенести на другие места более ста селений и совсем снести город Корчеву, около 4 тысяч жителей которого переселились в город Конаково.

23 марта 1937 года опустились щиты новой Иваньковской плотины, и Волга впервые за тысячелетия остановила свое течение. Всего лишь три минуты продолжалась остановка течения волжских вод, а затем щиты были приподняты и сквозь узкие щели вода пошла в нижний участок Волги. Ежедневно уровень воды в новом водохранилище поднимался на полметра, оно разливалось все шире и шире по огромной равнине. Спустя четыре дня воды Волги впервые вошли в канал, а 6 апреля уровень воды достиг проектной отметки и заполнение Московского моря закончилось. 17 апреля по морю прошел первый пароход.

После затопления Московское море разлилось па 130 километров в длину и до 10—12 километров в ширину. Была затоплена территория в 327 квадратных километров. Московское море имеет различные глубины, в отдельных местах достигающие 19 и более метров; средняя его глубина — 3,4 метра.

Большой интерес представляет так называемый «водный баланс» Московского моря. Водосборная площадь его составляет примерно 40 тысяч квадратных километров, из которых 80% приходится на бассейн Верхней Волги, 18% —на бассейн реки Шоши и 2%—на бассейн реки Сози. Со всей этой тлощади в год собирается около 10 миллиардов кубических метров воды, половина ее поступает в весеннее время. В пору максимального заполнения Московское море вмещает до 1200 миллионов кубических метров воды. Таков приход. Потребность всей системы канала имени Москвы, в том числе водоснабжение столицы, обводнение Москвы-реки, нужды судоходства, расходы на испарение и впитывание в почву забирают около трети всех запасов водохранилища, остальные две трети сбрасываются в Среднюю Волгу. Зимой расход воды сокращается примерно на 15%, так как прекращается судоходство, исключается расход на испарение.

По физико-географическим условиям различают три крупных плеса Московского моря. Самый большой — Иваньковский плес начинается у Большой Волги и условно заканчивается у Конакова; его продолжает Волжский плес, протянувшийся до пристани Лисицы; третий, широко разлившийся плес — Шошинский протянулся на юго-запад в долине реки Шоши. Каждый из этих плесов имеет свои характерные черты и особенности, но все они чаруют привольем и красотой. Многочисленные туристы — и те, кто изучает родной край, и те, кто знакомится с грандиозными сооружениями нашего времени, и те, кто просто ищет отдыха среди природы, — с интересом посещают эти своеобразные и незабываемые уголки нашего родного края.

Как проехать по Московскому морю до Калинина?

Прежде всего, можно совершить увлекательное путешествие на специальных экскурсионных теплоходах прямой линии Москва—Калинин и обратно, Это простой и наиболее удобный способ. Можно проехать от Большой Волги на рейсовых теплоходах местной регулярной линии Калинин — Калязин. Они ежедневно совершают рейсы и делают у пристани Большая Волга обязательную стоянку. Кроме того, до любой пристани Московского моря и Верхней Волги можно доехать на катерах местных линий, которые один-два раза в сутки уходят в сторону Московского моря и от Большой Волги и от Калинина.

. . .Итак, мы снова в пути.

Наш теплоход, хотя и уступает по размерам волжским кораблям, совершающим рейсы от Москвы до Астрахани и Ростова-на-Дону, но также имеет каюты первого и второго классов, салон, ресторан.

Медленно проходим аванпорт Большой Волги, овора-чиваем влево и сквозь широкий проход между двумя башенками-маяками выходим на просторы Московского моря.

Справа перед нашими глазами разворачивается панорама сооружений Волжского узла. Это действительно целый узел капитальных и грандиозных гидротехнических сооружений: железобетонная плотина, земляная дамба, гидроэлектростанция-—самая крупная из семи гидроэлектростанций канала, шлюз, тоннель, соединяющий правый и левый берега Волги, подпорные стенки и заградительные ворота. Что и говорить — большое сооружение, в свое время поражавшее зрителя. Но в последние годы на Волге появились новые, более грандиозные узлы и Волжский узел в сравнении с .ними кажется совсем скромным.

О борт пашего судна тихо плещутся воды Иваньковского плеса. Этот плес — самая широкая и глубокая часть Московского моря. Местами море разлилось здесь в ширину на 10—12 километров, а глубина его доходит до 19 метров. В длину Иваньковский плес тянется на 35 километров и составляет примерно 43% всей площади Московского моря.

К тянущимся слева от нас берегам Московского моря подходят смешанные, чаще лиственные леса, кустарники. Берега здесь низкие, изрезанные заливами. Проходим сначала мимо крупнейшего из них — Обуховского, разлившегося на пять километров в длину и на два километра в ширину, а затем — мимо более длинного и узкого Федоровского. Устье залива замыкает крупный лесистый Уходовокий остров, на востоке от него находится другой, меньший — Харинский.

Противоположный берег, низменный и лесистый, окаймлен густыми зарослями тростника, камыша, рогоза. Тут много островов, мелководных мест и заводей. Последние густо зарастают гречихой земноводной и омежником, придающими особый колорит этим уголкам, окрашивая их то в розовый, то в снежно-белый цвет. В северо-восточную часть побережья глубоко вдаются Березовский и Омутнинский заливы. В этих местах выделяется довольно значительный остров Клинцы, считающийся основным местом гнездования и выкармливания водоплавающей и болотной птицы на Иваньковском плесе.