Карта сайта

ПО ВОДНОЙ ЛЕСТНИЦЕ - Часть 5

. . .После Дмитрова трасса канала проходит по низменным местам. Начинаются так называемые Татищевские болота, раскинувшиеся на огромном пространстве.

На некоторых участках ложе канала ограждено высокими искусственными дамбами — оно находится значительно выше соседних долин. С палубы видна широкая равнина, кое-где разбросаны рощицы мелкого березняка и ели.

До шлюза № 2 еще сравнительно далеко, и суда имеют возможность форсировать здесь свое движение. И наш теплоход заметно ускорил свой ход.
Понаблюдайте за волнением воды в канале. При быстром ходе и малый катер оставляет за собой длинные, расходящиеся в стороны «лучи» — волновые валы,, которые с шумом ударяются о берега. Но когда идет большой теплоход, например, «Ленин», «Родина», «Михаил Кутузов» или «Дмитрий Пожарский», волны с большой силой набрасываются на берега. Чтобы защи тить от размыва, их обкладывают тяжелыми бетонными плитами, укрепляют камнем.

Проходим небольшую грузовую пристань Ударная или Торфяная. Большие баржи-тс.рфовозы грузят здесь добываемый на Дядьково-Истринских разработках торф для местных промышленных предприятий.

Далее, у высокого Оревского бугра канал пересекает Бугай-Зерцаловские болота, и его трасса снова проходит между ограждающих канал высоких дамб, достигающих 17 метров высоты.

После пристани Ударной трасса канала пролегает в местности, относящейся к Талдомскому району, родине русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Проходим мимо пристани Соревнование. С правой стороны далеко вглубь раскинулась так называемая Дубнинская низина, почти сплошь покрытая зарослями ели и сосны. Кроме хвойных лесов, тут много березы, осины, ольхи. Значительные площади заняты болотами. На территории всего Подмосковья когда-то росли такие же темные хвойные леса. Трудно сейчас поверить, что еще в 1926 году здесь водились огромные бурые медведи. Именно тогда один из таких медведей был убит там — чучело этого лесного великана экспонируется в Дмитровском музее.

Шлюз № 2, к которому подошел наш теплоход, является своеобразным памятником строителям канала имени Москвы — на его входных башнях установлены их скульптурные фигуры. Фасад торцовой стороны понизительной подстанции шлюза украшен барельефом, отображающим отдельные эпизоды стройки.

Архитектурное оформление шлюза кажется простым и скромным. Верхние башни управления на всю высоту прорезаны сквозными окнами. Нижние имеют особую конструкцию — их верх шире, чем основания. Казалось бы, такая диспропорция должна утяжелить верх башен, но умелый, подбор материала—темный камень, внизу и светлый вверху — создают впечатление стройности и соразмерности сооружения. Зеленые газоны, красивая решетка на откосе, фонтан - все это дополняет общую архитектуру шлюза.

Выйдя из шлюза № 2, мы фактически закончили продвижение по «водной лестнице» шлюзов, опустились по отношению к высоте водораздельной части канала на 38 метров, т. е. до уровня Московского моря. До Большой Волги осталось пройти немногим более 15 километров.

На этом участке канал пересекает реку Сестру — приток Дубны; она течет под каналом в огромной железобетонной трубе.

Река Дубна — приток Волги. Она течет в наиболее низменных местах, отличается многоводностью и глубокими плесами.

С рекой Сестрой, между прочим, связаны два старых проекта соединения Волги с Москвой-рекой, о которых сейчас уместно будет вспомнить.

Первый из этих проектов был разработан по инициативе Петра I. В поисках путей, облегчающих и удешевляющих переброску грузов из Петербурга в Москву и обратно, он задумал соединить каналом реки Сестру и Истру, истоки которых близко подходят друг к другу. Но Петру не удалось осуществить этот проект.

В другой раз та же в общем идея возродилась в 1825 году. Был выдвинут проект, по которому суда с Волги должны были подаваться в реку Дубну, а затем на ее приток Сестру. Через восьмикилометровый промежуток между Сестрой и Истрой надо было прорыть канал со шлюзами. Начавшиеся вскоре работы продолжались до 1859 года. За 25 лет на реке Сестре было сооружено 20 и па реке Истре 13 шлюзов, построена подпорная плотина на Сестре, прорыт канал между Сестрой и Истрой, а из озера Гущино и прилегающих к нему болот было устроено водохранилище вместимостью в 10 миллионов кубических метров воды. А затем . . . работы были прекращены. Выяснилось, что перевозка грузов по создающемуся речному пути обойдется значительно дороже, чем по новой Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге.

В 1866 году все сооружения канала были разрушены и проданы с публичного торга. Так бесславно закончилась эта попытка царского правительства создать речной путь между Волгой и Москвой. От нее до наших дней дошло только озеро Сенеж — бывшее водохранилище недостроенного сто лет назад канала.

Минуем две паромные переправы. Мимо проплывают берега, покрытые густым лесом.

Мы знаем, что совсем недавно здесь был глухой край, бытовой уклад которого очень ярко описан Салтыковым-Щедриным. Но что было в этих местах в древние времена? Обитал ли здесь тогда человек или была безлюдная дремучая тайга? Недавно наши археологи дали ответ на этот любопытный вопрос.

Оказывается, раскинувшаяся перед нашим взором земля была заселена давным давно, еще во втором и даже третьем тысячелетии до нашей эры. В районе рек Дубны и Сестры обитали племена так называемой льяловской археологической культуры. Затем сюда в поисках удобных мест для рыбной ловли пришли так называемые волосовские племена, названные так по их стоянке, открытой у деревни Волосово близ города Мурома. Люди того времени жили в землянках, охотились на кабанов, лосей, медведей и других зверей, занимались рыболовством. Из домашних животных им была известна лишь собака. Они вели оседлый образ жизни, выделывали полированные каменные, костяные и роговые орудия, любили украшения, делали бусы из зубов и костей животных.

Около 3500 лет назад сюда пришли представители фатьяновских племен. Стоявшие на более высоком уровне развития, эти племена знали приемы обработки бронзы, занимались скотоводством; в поисках удобных пастбищ они передвигались с места на место. Местные жители, по-видимому, встретили их с оружием в руках, разгорелся бой, в результате которого пришельцы оттеснили хозяев. Недавно археологи нашли древнее погребение: десять костяков лежали в яме овальной формы, возле них — глиняные сосуды, боевые каменные топоры, колчан с кремневыми наконечниками стрел, каменный наконечник копья. Черепа всех погребенных оказались пробитыми острым оружием, в костях были найдены застрявшие наконечники стрел. Ученые предполагают, что это захоронение имеет отношение к разыгравшейся здесь 35 веков назад кровавой битве.

Между прочим, известный советский антрополог и скульптор М. М. Герасимов по одному из черепов, найденных в могильнике на реке Дубне и отнесенном к началу второго тысячелетия до нашей эры, воссоздал портрет, а по материалам раскопок — и внешний облик человека фатьяновской культуры. Это мужчина в возрасте 21—22 лет, с энергичным лицом, в грубой холщевой рубахе; на шее у него — бусы из костей животных, ожерелье из амулетов, которыми служат медвежьи и собачьи клыки. Этот скульптурный портрет можно видеть в Музее истории и реконструкции Москвы.

. . .Перед нами постепенно вырисовывается панорама Волжского гидроузла. Ясно видны ровная линия плотины, большая дамба, мощные краны для подъема металлических щитов водосброса, монументальная скульптура В. И. Ленина, аванпорт и большой бело-голубой дебаркадер пристани Большая Волга. Наш теплоход медленно подходит к ней и швартуется к причалу. Можно сойти на берег, погулять и осмотреть сооружения Большой Волги.

Пристань Большая Волга стоит в том месте, где по окончании строительства канала образовался большой и важный водный узел. Слева — берет начало канал имени Москвы. Справа - подход к шлюзу № 1, открывающему водную дорогу на Среднюю и Нижнюю Волгу, к Каспию, Азовскому и Черному морям. А прямо, против пристани — далеко к северо-западу уходят просторы Московского моря.

У причалов пристани останавливаются все транзитные теплоходы дальних волжских линий, отсюда уходят и местные теплоходы до пристаней Верхней Волги, до городов Калинина и Калязина.

Поднимемся на дебаркадер. Отсюда хорошо виден аванпорт. Вокруг нет ни больших построек, ни рощ, ни лесов — тем сильнее ощущаются широкий волжский простор и веяние свежего, насыщенного влагой воздуха. Часами можно стоять на верхней галерее пристани, наблюдая легкую зыбь на воде, стремительный полет птиц, движение проходящих судов. В голубой туманной дали сливаются с горизонтом воды Московского моря. В правой стороне виднеются сооружения Иваньковского гидроузла.

Трудно теперь представить .эти места такими, какими они были до сооружения канала. Где-то недалеко стоял старинный город Корчева, были села и деревни, а там, где сейчас находятся пристань и аванпорт, летом колосились поля и цвели луга.

Справа от пристани, там, где волжские воды, выйдя из Московского моря, поворачивают к шлюзу № 1, на берегу высится огромная скульптурная фигура — монумент В. И. Ленина. Эта колоссальная статуя, поставленная на массивный пьедестал, является композиционным центром Большой Волги и господствует над всей местностью.

Монумент В. И. Ленина поставлен в том самом месте, где было положено начало большим, теперь уже почти осуществленным работам по реконструкции Волги, где было создано первое звено в грандиозном каскаде волжских гидроэлектростанций — Волжский гидроузел.

Пятнадцатиметровая статуя изображает великого гения Революции В. И. Ленина таким, каким его обычно видел народ во время выступлений на массовых митингах. Он в обычной своей скромной одежде. Знакомая всем нам поза: фигура собрана в одном волевом порыве, голова чуть повернута в сторону; распахнувшиеся полы пиджака и выдвинутая вперед левая нога подчеркивают ее общую выразительность. В скульптуре хорошо передан внешний и духовный облик Владимира Ильича.

Монумент выполнен из крупнозернистого серо-розового корнинского гранита, привезенного из Фастовских карьеров на Украине. Этот камень при соответствующей обработке хорошо отражает солнечный свет и в разное время дня дает различную окраску. Вечером и ночью монумент освещается прожекторами.

Берега около пристани хорошо оформлены, ограждены каменными парапетами со спусками и лестницами. Вокруг много цветов и зелени. Тут приятно погулять, посидеть в тени молодых деревьев.

Недалеко от пристани Большая Волга, как раз в тех самых местах, где когда-то обитал доисторический человек, в наши дни среди соснового бора появился .новый, быстро растущий город Московской области — Дубна. Здесь находится широко известный Объединенный институт ядерных исследований, над входом в который развеваются флаги 12 государств — стран народной демократии, представители которых объединили свои усилия в интересах науки. Деятельность института направлена на мирное использование величайшего открытия нашей эпохи — внутриатомной энергии. 13 Объединенном институте ядерных исследований находится уникальная ускорительная установка — синхроциклотрон, электромагнит которой весит 7 тысяч тонн, а диаметр полюсов магнита равен 6 метрам. Электромагнит (кольцевой) другой машины — синхрофазотрона еще крупнее: вес его равен 36 тысячам тонн. . .

У пристани Большая Волга поездка по каналу имени Москвы заканчивается. Мы прошли по каналу 121 километр.

Многие из пассажиров-туристов задерживаются на Большой Волге на сутки и более. Они останавливаются в гостинице для транзитных пассажиров на дебаркадере или в ближайшем поселке. На пристани есть зал отдыха, буфет, а в поселке — продовольственный магазин и столовая.

В Москву отсюда можно вернуться не только на теплоходе, но и автобусом или по железной дороге, а тот, кто решил дополнить поездку по каналу имени Москвы экскурсией по Московскому морю и Верхней Волге, — должен сделать здесь пересадку.