Карта сайта

ПО ВОДНОЙ ЛЕСТНИЦЕ - Часть 3

Снова интересная встреча. Небольшой светлый тепло-ходик, идущий к нам со стороны Большой Волги, привлекает внимание не только необычной формой, но и составом команды и пассажиров. Читаем надпись на его борту: «Смелый». Знакомое название! Это — флагман Московского детского речного пароходства. Такое необычное пароходство существует уже ряд лет. Находится оно в самой столице на Водоотводном канале. Там у него есть своя «настоящая» пристань. Там отстаиваются в неходовое время два его теплохода — «Смелый» и во всем подобный ему «Мирный». Каждый из них имеет закрытый салон па носу, одну крытую палубу на корме и другую открытую — над носовым салоном. Теплоходы не маленькие — у них по 120 мест, мощность двигателя — 80 лошадиных сил, скорость движения— 18 километров в час. Оба эти теплохода в летнее время года часто совершают рейсы по Водоотводному каналу и Москве-реке, выходят и на канал имени Москвы. В этих поездках юные речники осваивают теоретические начала и практику речного плавания.

Теплоход обслуживают сами ребята. На судне только два взрослых речника: капитан и механик-наставник. Они помогают детям летом водить суда, а зимой — осваивать технику вождения судов. Команды юных речников комплектуются из учеников 7—9 классов московских школ. У них своя форма: у мальчиков — брюки морского образца, тельняшки, форменки, фуражки с эмблемой речного флота, а у девочек — темно-синие платья н береты. Вся жизнь на этих судах идет так, как на любом другом теплоходе. Ребята несут вахты в рубках, на палубах и в машинных отделениях, «служат» матросами и рулевыми, мотористами и кассирами.

Плавания на «Смелом» или «Мирном» по каналу имени Москвы —это испытательные и поощрительные поездки. Право на них завоевывается в учебе и труде лучшими юными речниками, и, соревнуясь, ребята очень энергично добиваются их.

Подходим к шлюзу № 3. Этот шлюз — одно из самых эффектных сооружений канала. Башни управления верхней головы шлюза довольно высоки. Их верхний, третий этаж с балконом, пилястрами и эркерами увенчан легкой колоннадой и гербом СССР.

Очень красивы нижние башни шлюза. Они служат как бы пьедесталом для двух больших кораблей — копий знаменитой каравеллы «Санта Мария», на которой Христофор Колумб пересек Атлантический океан и с борта которой европейцы впервые увидели берега Нового Света — Америки. Модели выполнены из латуни и оксидированной меди и с большой точностью воспроизводят опигинал. Эти каравеллы, как бы символизирующие развитие водного транспорта, заставляют нас мысленно представить себе историю судоходства от ко рабля Колумба до современных нам дизель-электроходов.

Ворота шлюза № 3 открывают нам нетолько далнейший путь к Большой Волге, но и вид на город Яхрому. Значительная часть его расположена в котлови не, центр же занял возвышенность. Когда-то Яхромл была маленьким поселком близ текстильной фабрики, основанной тут в 1841 году. В наши дни —это один из текстильных центров в Подмосковье. Старая Яхромская фабрика, полностью перестроенная и переоборудованная, стала крупным предприятием.

До наших дней живут в памяти народной воспоминания о больших революционных традициях рабочих Яхромы. Еще в конце прошлого столетня среди ник началось революционное движение, выразившееся и стачках и забастовках. В 1897 году произошла крупная стачка рабочих-очесывалыциков, в 1903 году бастовали ткачи. В годы Первой русской революции текстильщики Яхромы с оружием в руках боролись против нар ского самодержавия, организовали забастовку, создали Совет рабочих депутатов и свою боевую рабочую дружину. Отстранив администрацию, Совет рабочих депутатов принял на себя руководство предприятием. Чтобы подавить восстание рабочих и ликвидировать Совет рабочих депутатов, власти вынуждены были послать в Яхрому специальную воинскую часть.

С местами, где сейчас пролегает наш путь по каналу, связаны героические страницы из истории борьбы советского народа с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

В конце ноября 1941 года большая группа немецко-фашистских танков и механизированной пехоты подош ла к Яхроме, с хода форсировала канал и закрепилась на его восточном, правом от пас, берегу, рассчитывая развернуть отсюда наступление на Москву в обход ее с севера. К этому месту они подтянули несколько дивизий, много танков, орудий и минометов.

В течение трех суток советские войска сдерживали бешеный натиск гитлеровских полчищ, а затем перешли в контратаку, и 2 декабря отбросили врага за канал.
После этого начался штурм Яхромы, которую гитлеровцы успели превратить в крупный узел сопротивления. Город был освобожден 8 декабря в результате трехдневных ожесточенных боев. Враг понес огромные потери и был принужден к беспорядочному отступлению. Гитлеровский план обхода Москвы с севера был сорван.

У деревни Перемилово, как раз в том месте, где скрещиваются канал имени Москвы и Дмитровское шоссе, на высокой горе сооружается монументальный памятник в честь советских воинов, остановивших ч этих местах продвижение фашистских полчищ к столице нашей Родины. На высоком гранитном пьедестале будет выситься фигура советского солдата, идущего в атаку.

У Яхромы есть пристань, где многие теплоходы делают короткую стоянку. Сюда можно специально приехать, чтобы посетить город, сделать несколько интересных экскурсий в его окрестностях.

В 11 километрах от пристани находится усадьба Ольгово, некоторое время принадлежавшая генерал-фельдмаршалу С. Ф. Апраксину, участнику Семилетней войны. В усадьбе сохранился прекрасный архитектурный ансамбль, созданный в XVIII веке известным зодчим Ф. Кампорези. Очень красив и оригинален большой дом с галереей и флигелями, интересно здание крепостного театра, огромный старый пейзажный парк и пруды. В усадьбе бывали П. Л. Вяземский, В. Л. Пушкин (дядя великого поэта), Л. Н. Толстой. Теперь в Ольгове дом отдыха.

Недалеко от Яхромы, на одном из самых возвышенных мест Подмосковья, расположилось село Подъячево (б. Обольяково). Здесь родился, жил и умер известный советский писатель-коммунист С. П. Подъячев, автор многих произведений из жизни дореволюционной и советской деревни. В конце XIX века Обольяново принадлежало Олсуфьевым, близким друзьям Л. Н. Толстого, великий писатель бывал там в 1885—1897 годах, работал над рассказом «Хозяин и работник», над повестью «Ходите в свете, пока есть свет». Приезжал сюда и Д. И. Менделеев, чтобы посетить организованную в усадьбе метеорологическую станцию. Дом, где жили Олсуфьевы, парк с прудом, церковь и флигелек сохранились до наших дней.
Район села Подъячево — излюбленное место московских туристов. Сюда привлекает их красота высот Клинско-Дмитровской гряды.

Клинско-Дмитровская гряда, являющаяся частью Смоленско-Московокой возвышенности, тянется от Во локоламска до Загорска и далее. Она служит водоразделом между бассейнами Верхней Волги и Оки. Северный склон Клинско-Дмитровской гряды довольно обрывист, далеко за ним на северо-запад раскинулась Верхне-Волжская низменность. На юге Клипско-Дмитровская гряда плавно переходит в левобережную равнину Москвы-реки. Все это-холмистая местность, в значительной степени изрезанная оврагами и покрытая лесами. Здесь много прекрасных мест и уютных уголков. С высот открываются неоглядные дали.

От Подъячева лесной дорогой можно пройти к селу Храброво, которое занимает самую высокую точку Московской области — около 300 метров над уровнем моря. Отсюда открывается великолепная панорама Клинско-Дмитровской гряды.

К западу от Храброво раскинулся уникальный уголок подмосковной природы — участок девственного леса. Растительность здесь напоминает таежную, встречается даже сибирская ель. В лесной чаще много черемухи, бересклета, волчьего лыка, цветов и ягод. Здесь постоянно обитает лось, барсук, куница, множество птиц.