Карта сайта

ПО ВОДНОЙ ЛЕСТНИЦЕ - Часть 2

Верхние башни управления шлюза № 5, симметрично поставленные по бокам входа, своими закругленными торцовыми сторонами несколько напоминают каменные устои огромного моста. Очень привлекательны башни нижней головы шлюза. Круглые ротонды на верху башен четко вырисовываются на фоне окружающей зелени и напоминают красивые парковые беседки. Хороши гранитные лестницы и чугунные решетки.

Здание насосной станции, расположенное с правой стороны шлюза, состоит из двух частей, соединенных акведуком. Большие окна в виде арок прорезают гладкие стены. Невысокая аркада опоясывает верхнюю часть здания. Белый камень постройки хорошо сочетается с серо-голубым фоном воды и окружающей зеленью.
За шлюзом № 5 характер местности несколько меняется. Теплоход идет по прямой трассе капала, среди высоких холмов, покрытых лесом и рощами. Хотя обзор здесь довольно ограничен, на этом участке капала открывается много очаровательных уголков.

Обратите внимание на любопытное явление. Соединительный участок канала между шлюзами № 5 и 4 проложен в долине реки Икши. Эта речка и сейчас мирно течет в сторону Волги, с юга на север, как текла в течение веков. Но рядом волжская вода течет по каналу прямо в противоположном направлении — с севера на юг, да при этом еще снизу вверх. Там сказывается рельеф местности, здесь — сила мощных механизмов, поставленных и пущенных в ход человеком.

На пути нам встретился плот, далеко вытянувшийся вдоль канала и занявший почти половину ширины его водной поверхности. Со стороны кажется удивительным, как относительно небольшой буксир уверенно тянет эту махину.

Лес в плотах идет на стройки столицы. Прежде чем попасть туда, плоты совершают длинный и нелегкий путь. Чаще всего строительный лес доставляют в Москву с лесных разработок Вологодской области. По рекам Суде, Чагодоще, Мологе и другим, текущим сквозь полутаежные лесные чащи, лес сплавляется молем в прибрежные запани Рыбинского моря. Там при помощи специальных сплоточных машин его собирают в плоты, а затем по Рыбинскому морю, Волге и каналу имени Москвы он доставляется буксирными судами к московским лесным пристаням. Средний объем плота — три-четыре тысячи кубометров, что равняется примерно пяти-шести железнодорожным составам.

Но лес доставляется по рекам на наши стройки не только в плотах. Недавно на Волге появилось новое огромное судно — лесовоз под выразительным названием «Волго-Дон-1». По своим размерам этот грузовой теплоход превосходит все суда, плавающие на речных магистралях. Длина лесовоза-гиганта — 135 метров, мощность его двигателей—'1350 лошадиных сил. Это судно может принять в трюмы до 5000 тонн груза -столько, сколько перевозят 100 товарных вагонов. По Волге будет плавать восемь таких теплоходов. По своей грузоподъемности они заменят 20 судов типа «Большая Волга». Лесовозы-гиганты созданы судостроителями Навашинского завода.

На 57-м километре от Северного речного вокзала наш теплоход проходит мимо пристани Комсомольская. Тут расположена одна из лучших подмосковных спортивных баз, посещаемая спортсменами и летом и зимой.

Почти напротив, на другом берегу канала, недалеко за холмами, находится станция Турист Савеловского направления Московской железной дороги. Холмистые склоны, красивые террасы и поляны привлекают в эти места много туристов и художников.

Недалеко отсюда — село Щуколово, где жили вернувшиеся из ссылки декабристы С. Г. Волконский и А. В. Поджио. Из Туриста можно пройти в Свистуху, один из живописнейших уголков Подмосковья. Поселок расположился на высоком левом берегу Яхромы, недалеко от Яхромского водохранилища. В 1903—1910 годах в Свистухе жил известный художник С. В. Иванов — автор картин «Обратные переселенцы», «Больная крестьянка», «Усмирение бунта».

В небольшой живописной долине находится шлюз № 4. Горизонта почти не видно — его закрывают окружающие холмы. В поле зрения — одни лишь зеленые откосы и светлые сооружения гидроузла. Справа сквозь зелень проглядывают голубоватые воды Яхромского водохранилища.

Первая пара шлюзовых башен несколько напоминает триумфальную арку. Их нижняя часть облицована серым грубо обтесанным камнем, а верхняя — белым тесаным камнем и украшена двухколонными портиками. С боковых сторон над водой нависли два легких застекленных балкона. Вторая пара башен — нижняя — мало отличается от верхней.

Слева от шлюза на выступающем из воды сером гранитном фундаменте высится здание насосной станции. Оно украшено пятью оконными арками, между которыми устроены ниши, обрамленные двухколонными портиками с фронтонами.

Сразу же за шлюзом открывается небольшая бухта. Справа от нее — плотина-водосброс, отделяющая канал от Яхромского водохранилища, расположенного в стороне от судового хода. Это искусственное озеро — одно из красивейших на канале, — создано в долине реки Яхромы, пересекающей в этом месте канал.

Русло реки Яхромы образует обширную плодородную Яхромскую пойму, осушенную уже на протяжении нескольких десятков километров. Там, где еще недаво были непроходимые топкие болота, сейчас находится опытная Болотная станция. Участки, где раньше росли лишь мхи и ольха, дают теперь большие урожаи овощей и корнеплодов.

Наше судно продолжает свае движение по каналу. На этом отрезке его уже нет густых лесов, больше стало поселков, чаще встречаются поля и огороды. Савеловская линия Московской железной дороги, которая до сих пор шла с левой стороны канала, тянется теперь по правой стороне рядом с каналом.