Карта сайта

ПО ВОДНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Мы находимся на самом краю водораздельного участка канала имени Москвы. Уровень воды здесь на 38 метров выше уровня воды Московского моря и Верхней Волги. Нам предстоит опуститься по своеобразной водной лестнице — по системе шлюзов. До Московского моря наш теплоход пройдет через пять шлюзов. Шлюзование несколько задержит продвижение судна, но это не сделает путешествие скучным и однообразным.

Если водораздельный участок восхищал нас просторами водохранилищ, яркой зеленью окружающих их лесов, то последующая часть пути даст совсем иные впечатления. В центре нашего внимания будут гидротехнические узлы, шлюзовые устройства и, конечно, архитектура всех этих сооружений, которая занимает на канале свое особое и значительное место.

. . .Наш теплоход проходит мимо небольшого подводящего канала, который упирается в оригинальное по своей архитектуре здание насосной станции. Роль этих насосных станций на канале очень велика. Именно отсюда волжская вода поступает в систему водохранилищ верхней части канала.

Насосные станции — интереснейшие сооружения ка-j нала. На канале имени Москвы их пять, и все они вместе одна за другой поднимают волжскую воду все выше и выше, пока она не достигнет уровня Икшинокого водохранилища. Далее вода уже самотеком расходится по всем остальным водохранилищам, а затем доходит и до Москвы-реки.

Грандиозна работа этих станций, велика сила установленных там механизмов! Для характеристики их достаточно сказать, что мощные пропеллерные насосы станций достигают высоты шестиэтажного дома и весят по 85 тонн. Они в состоянии подавать более 8 тыся ведер воды в секунду.

За 25 лет насосные станции канала перекачали 23 миллиарда кубических метров воды из Волги в Моекву-реку. Это — объем двадцати московских морей!

Но самое интересное то, что на насосных станциях вовсе нет людей: все они управляются из кабинета диспетчера канала. Для того, чтобы пустить в работу пять насосных станций, ему достаточно нажат: лишь одну кнопку. На светящемся табло специальные сигналы «докладывают» диспетчеру о режиме работы каждой станции ^ о выполнении всех его заданий.

На берегу у самой воды поставлены две высокие башни. Между ними открыт свободный широкий про ход. Вытянувшийся в длину огромный резервуар почти доверху наполнен водой. Вдали видны еще две башни. Перед нами — шлюз № 6, первая ступенька водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Московскому морю.

Шлюзы — это сооружения, при помощи которых теплоход или баржа преодолевает водоразделы и создаваемые плотинами перепады воды. Судоходный шлюз представляет собой большую бетонную камеру, по обеим торцовым сторонам которой устроены массивные ворота. Легко заметить, что одни из ворот открываются, расходясь в стороны, как обычная двухстворчатая дверь, вторые же, открывая шлюз, уходят под воду, медленно опускаются к самому дну.

Закрыв ворота с обеих сторон шлюза, можно поднимать или опускать уровень воды в шлюзе вместе с находящимися в нем судами. Достигается это при помощи впуска или выпуска воды из камеры. Управление шлюзом механизировано и осуществляется из стоящих по углам шлюза башен. Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные в зависимости от высоты, на которую нужно поднимать или опускать суда.

Шлюз № 6, как и остальные четыре шлюза, которые нам предстоит пройти на пути к Большой Волге, прежде всего отличается фундаментальностью постройки большой вместительностью и относительной быстротой процесса шлюзования.

Шлюз № 6 интересен и в архитектурном отношении Фасады двух первых его башен, симметрично поставленных по сторонам входа в шлюз, обращены друг к другу и украшены шестью восьмигранными колоннами поддерживающими мощные парапеты. На парапетах по четыре больших скульптуры. Угловые лоджии, укрепленные на кронштейнах, балконы с узорчатой балюстрадой и эмблемы серпа и молота дополняют убранство башен. Из надписей на башнях мы узнаем о времени постройки шлюза, о работах, выполненных при его сооружении.

Теплоход, замедлив ход, осторожно входит в бетонную камеру и пришвартовывается к одной из ее стенок. Тут же находятся и другие суда, пришедшие раньше нас. Суда в камере высоко подняты над окружающей местностью, и она вся перед нами как на ладони. У самой стены шлюза с внешней стороны тянутся ленты асфальтовых дорожек. За ними — яркие линии отлично подобранных цветников, ряды подстриженного густого кустарника, а дальше по сторонам — гряды холмов, сплошь покрытых зеленью, поселки и дачи.

С одной из башен шлюза вахтенный начальник следит за швартовкой судов. Один за другим раздались гудки — это водители судов докладывают вахтенному начальнику о готовности их к шлюзованию. Вот вахтенный исчезает в помещении, и почти тотчас же между башнями медленно поднимается вверх сегментный затвор —верхние ворота шлюза. Они плотно закрывают шлюз. В тот же момент электрический сигнал приводит в действие специальные механизмы, управляющие щитами-заслонками водопроводных галерей, соединяющих камеру шлюза с нижним бьефом. Щиты приподнимаются, и вода из шлюзовой камеры устремляется в нижний бьеф. Шлюзование начинается. Наше судно медленно и плавно опускается. По мере того, как вода из шлюза убывает, все больше обнажаются нижние ворота шлюзовой камеры, раньше почти до самого верха находившиеся в воде.

Обратите внимание на. интересную деталь шлюзования. Когда судно спускается вниз по водной лестнице, вода в камере в период шлюзования спокойна: она легко и незаметно переливается в нижний бьеф. Но когда в той же камере производится подъем судов вверх, после закрытия ворот вода сразу же начинает волноваться, сильно кипит и пенится С большой силой она вливается в шлюзовую камеру с верхнего бьефа. И если бы суда на период шлюзования не швартовались металлическими тросами к стенкам шлюза, волнение воды раскачивало бы их, и они перемещались бы и могли получить повреждения при ударах о бетонные стенки шлюза и друг о друга.

Шлюзование окончено. Уровень воды в камере сравнялся с уровнем нижнего бьефа, убыль воды прекратилась. Медленно раскрываются нижние ворота, на светофоре зажигается зеленый огонь, и суда выходят на трассу канала. По отношению к водораздельному участку мы опустились в сторону Большой Волги на 8 метров.

Покидая шлюз № 6, не забудьте осмотреть башни нижней головы шлюза. Их архитектура несколько отличается от архитектуры верхних. Нижние башни окружены четырехгранными колоннами, а их гладкие стены украшены панно работы художника J1. А. Бруна; они изображают различные эпизоды строительства канала.

Мы только что покинули шлюз № 6, а уже вдали видны башни шлюза № 5, хотя до него более километра пути. Теплоход ускоряет свой бег, и мы быстро проходим этот отрезок пути.
Панорама местности по обеим сторонам канала очень привлекательна. Ее украшают холмы и долины, поля и луга, небольшие леса и рощи. То здесь, то там видны жилые постройки.

С левой от нас стороны на холмах раскинулся рабочий поселок Икша, а несколько ближе, на берегу видно небольшое здание железнодорожной станции. В этом месте параллельно друг другу идут канал имени Москвы, Дмитровское автомобильное шоссе и Савеловская линия Московской железной дороги. Электропоезда проходят здесь на берегу канала, почти рядом с теплоходами.

Подходя к шлюзу № 5, мы раньше всего видим его башни и красивое светлое здание. насосной станции справа от них. У самого шлюза на стрелке верхнего бьефа, как раз в том месте, где основной канал соединяется с подводящим каналом насосной станции, на высоком постаменте стоит скульптура девушки, держащей в вытянутых руках парусную яхту. Эта работа скульптора Ю. Куна уже знакома нам по копии, которую мы видели в начале нашего пути, на Ленинградском шоссе у входа в аллею, которая ведет к Северному речному вокзалу.