Карта сайта

НА ПРОСТОРАХ ВОДОХРАНИЛИЩ - Часть 3

Теперь в Химках насчитывается несколько десятков тысяч жителей. Там есть школы, клубы, парк культуры и отдых», дом пионеров; там, где были пустыри,—возникли новые улицы—Чкалова, Глинки, Чернышевского; 'где текла мелководная речушка Химка, проложен канал имени Москвы.

Недавно Химки включены в состав Большой Москвы. Скоро они совсем сольются с Москвой. На северо-за-паде столицы, на территории, превышающей 2000 гектаров, уже создаются новые кварталы города, рассчитанные на 100—150 тысяч человек. Между парком «Дружба» у Северного речного вокзала, Химками и Ховрином уже развернулось строительство 89 больших жилых домов, нескольких школ, магазинов и т. д. Восемьдесят девять домов — это четверть миллиона квадратных метров площади! Скоро сюда подойдет и московское метро.

Химки окружены местами, интересными для краеведа и туриста. Из Химок можно пройти в село Соколо-во. Здесь в летние месяцы 1845 и 1846 годов жили и отдыхали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, Н. X. Кетчер, М. С. Щепкин. В Соколове в гостях у Герцена бывали Н. А. Некрасов, П. В. Анненков, И. И. Панаев, К. А. Горбунов. Дом, где жил Герцен, не сохранился. Теперь вокруг Соколова много санаториев и домов отдыха.

Из Химок удобно пройти в Братцево, где до наших дней сохранился ансамбль усадебных построек с парком— создание известного русского архитектора Д. Н. Воронихина, ученика Баженова и Казакова. Как известно, творчество Воронихина представляет собой одну из блестящих страниц русской архитектуры.

Окрестности Химок пользуются вниманием москвичей. Здесь есть хорошие места для прогулок, пляж, лодочная станция.

Теплоход идет еще некоторое время по Химкинскому водохранилищу. Оно закапчивается за большим арочным мостом.

С левой стороны видна характерная зелень тенистой дубовой рощи, укрывшей холмистый берег канала. По ней и названа устроенная вблизи небольшая пристань Дубовая Роща. Здесь делают минутную стоянку пригородные рейсовые теплоходы. Близость к Москве, хороший пляж, уютные полянки, густая зелень привлекают сюда много москвичей.

На обоих берегах канала, почти у самой воды, на фоне зелени резко выделяются изящные белые павильоны. В этом месте устроены заградительные ворота. Пользуясь ими, можно отделить один участок канала от другого, обнажить дно и произвести необходимый ремонт подводной части канала.

Миновав павильоны заградительных ворот, теплоход сразу же входит в искусственный канал, так называемую «Глубокую выемку». Это название дали строители канала, и оно, видимо, останется навсегда, как память о выполненных здесь огромных земляных работах. Действительно, это был один из труднейших участков па всей трассе канала. Достаточно сказать, что для прокладки водного пути пришлось прорыть огромный канал длиной в 6 километров и глубиной до 23 метров. Тут было вынуто больше 10 миллионов кубических метров земли — ею можно загрузить поезд длиной от Москвы до Владивостока. А в образовавшийся котлован свободно уместился бы длиннейший ряд из пяти-, шестиэтажных домов. Трасса канала пересекает тут возвышенность, которая раньше служила водоразделом трех рек—Химки, Клязьмы и Лихоборки.

Отрезок канала «Глубокая выемка» очень своеобразный и красивый. Теплоход идет тут как бы в ущелье. Склоны берегов у самой воды облицованы бетоном. А выше круто подымаются зеленые берега-откосы. Посаженные по окончании стройки канала деревья уже выросли, дали тень, придали красоту и уют всему этому месту. И неудивительно, что здесь часто встречаются лодки и яхты спортсменов, палатки туристов и рыбаков, а берега почти всюду усеяны купающимися и загорающими на солнце людьми.

Очень эффектна «Глубокая выемка» вечером и ночью, когда расставленные через каждые 250 метров береговые путевые знаки загораются с одной стороны красными, а с другой — зелеными огнями. Все это отражается в воде, мерцает, переливается, и канал выглядит как освещенная огнями улица большого города.

Мы слышим непрерывный продолжительный гудок. На штурвальном мостике кто-то машет белым флажком. Нашему теплоходу предстоит разойтись с встречным судном. Переговариваясь «отмашкой» днем и при помощи белого огня ночью, судоводители уславливаются, каким бортом будут расходиться друг с другом. Обгон впереди идущих судов тоже проходит по сигналам.

Скоро этот старый способ сигнализации уйдет ч прошлое. Наши специалисты уже разработали новый эффективный метод сигнализации на расстоянии - - так называемые импульсные огни. Их излучают мощные лампы, устанавливаемые на борту судна. Световая вспышка хорошо видна на многие километры и ночью и днем; даже при сильном солнечном освещении свет импульсной ленты будет достаточно ярок.

Такие сигналы дают возможность судоводителю быстро и точно определить местонахождение встречного теплохода. В скором времени они будут установлены на многих судах нашего речного флота.

Навстречу нам идет огромный белоснежный трехпалубный теплоход «Карл Маркс». Он возвращается в столичный порт из Астрахани. Палубы полны пассажиров. Слышны звуки музыки. Мы обмениваемся дружескими приветствиями.

Теплоход «Карл Маркс» — современное пассажирское судно. Но по каналу имени Москвы и Волге теперь плавает еще более крупное судно, флагман Волги — дизель-электроход «Ленин», построенный на Сормовском судостроительном заводе. Это трехпалубное судно (а если считать и капитанский мостик, оно состоит из пяти этажей) имеет в длину 121 метр, а в ширину около 17 метров; его водоизмещение—2235 тонн.

При постройке дизель-электрохода «Ленин» были применены последние достижения советской и иностранной судостроительной техники. Корпус судна — стальной, цельносварной. На судне — великолепные каюты на 439 мягких мест, двухъярусный ресторан, кинозал, искусственный пляж-солярий, душевые кабины, буфеты, киоски, лаборатория для фотолюбителей. На борту имеются пять вестибюлей, музыкальный салон, библиотека, два читальных зала.

Дизель-электроход оборудован климатической станцией; она обеспечивает помещения судна воздухом нужной влажности и температуры. При станции — мощная холодильная установка.

Дизель-электроход приводится в движение тремя большими двигателями по 900 лошадиных сил каждый. Его электростанция мощностью в 800 киловатт не только дает свет, но и приводит в движение моторы лебедок, насосов, вентиляторов и многое другое.

Десятки приборов, реле и автоматов управляют сложными судовыми агрегатами.

В центральной рубке управления установлены радиолокатор, эхолот и эхограф. Судно может плавать в любых метеорологических условиях.

Дизель-электроход «Ленин» — самое крупное в Советском Союзе озерно-речное судно. По его типу построен второй дизель-электроход «Советский Союз».

Новые большие суда появились и в составе грузового флота наших рек и каналов. Давно ли вызывали удивление огромные самоходные грузовые суда типа «Большая Волга», но они значительно меньше недавно отстроенного крупного теплохода типа «Волго-Дон» мощностью в 2000 лошадиных сил. Теплоход типа «Волго-Дон», как показали первые испытания, очень экономичное и удобное в эксплуатации судно. Оно может курсировать как по большим водохранилищам, так и по неглубоким рекам. Длина корпуса судна —135 метров, а ширина — 16,5 метра. «Волго-Дон» обладает относительно небольшим весом и, следовательно, малой осадкой. Это, в частности, объясняется тем, что его трюмные и другие переборки сделаны из легкого гофрированного материала. Новое судно имеет большую грузоподъемность — 5000 тонн. В то же время оно потребляет значительно меньше топлива по сравнению с и-плоходами старых конструкций.