Карта сайта

НА ПРОСТОРАХ ВОДОХРАНИЛИЩ

. . .Наш теплоход уже стоит у причала. Закончилась посадка пассажиров. Рейс теплохода — на север, по каналу имени Москвы, в сторону Московского моря. Сначала мы пройдем по просторам водохранилищ, а затем — по «водной лестнице» шлюзов. И та и другая часть канала по-своему красива и интересна.

Теплоход тихо отошел от пристани. И чем дальше мы удаляемся от Северного речного вокзала, тем больше его здание становится похожим на стоящий у пристани гигантский корабль.

Справа разворачивается панорама Северного грузового порта столицы. Отсюда он вы-лядит совсем иначе, чем с крыши речного вокзала. У его причалов выстроились грузовые теплоходы и рефрижераторы, баржи и баркасы, прибывшие с Волги, Дона, Камы, Белой, с берегов Балтики и из многих других мест. Они доставили в Москву хлеб и уголь, рыбу и соль, овощи и фрукты, лес и строительные материалы, а в обратный путь повезут машины и механизмы, инструменты и автомобили, ткани и другую продукцию, выпускаемую московскими промышленными предприятиями. Вместе с Южным портом в Кожухове и Западным в Филях Северный порт отправляет и принимает миллионы тонн грузов. Все работы по погрузке и выгрузке грузов механизированы: мощные портальные краны, автопогрузчики, транспортеры облегчают человеку работу в порту.

На общем фоне сооружений Северного грузового порта заметно выделяется массивное железобетонное здание без окон, «фабрика холода», один из крупнейших холодильников столицы. Его камеры хранения могут принять тысячи тонн пищевых продуктов, главным образом рыбы. При холодильнике есть коптильный завод. Есть тут и садок для живой рыбы, целое подсобное хозяйство, свое машинное отделение, аппаратная и т. д. У специально построенного портового причала с помощью больших кранов идет разгрузка прибывших с юга судов-рефрижераторов.

Водитель ведет наш теплоход под фермами моста в строго определенном месте. Путь ему указывают специальные знаки, укрепленные на ферме и опорах моста. Для судов, идущих вверх, т. е. против течения, на нижней кромке фермы ходового пролета ставятся квадратные щиты красного цвета; для судов, идущих вниз, т. е. по течению, устанавливаются щиты ромбовидной формы. Ночью на щитах зажигаются специальные световые сигналы.

Наш теплоход ровно режет своим носом спокойную водную гладь, оставляя за собой гребни вспенившихся волн. Его водитель внимательно всматривается вдаль и едва заметным движением направляет ход своего корабля.

За последние годы техника управления речными судами резко изменилась. В рубках многих теплоходов исчез штурвал — огромное, всем знакомое колесо, непрерывно вращая которое, рулевой удерживал судно в заданном направлении. Было время, когда на Волге в непогоду или в пору сильных течений рулевой, управляя штурвалом, должен был пускать в ход не только руки, но и ноги. Иной раз ему на помощь прибегали боцман, матросы все вместе налегали на рукоятки рулевого колеса и тогда удавалось удерживать судно в нужном направлении. А теперь? Рационализация и механизация труда все больше и больше облегчают нелегкий труд речников. На современных теплоходах теперь мы видим на месте штурвала стойку и три указателя: «Вперед», «Вправо», «Влево». От водителя не требуется никаких особых усилий. Поворот рукоятки— и судно сразу же послушно меняет курс. Капитанам и лоцманам уже не нужно выкрикивать команду в рупор. К их услугам телефон, репродуктор, радиоусилитель. А главными двигателями теперь управляют непосредственно с мостика.

Устройство дистанционного управления главными двигателями — это важный элемент комплексной механизации и автоматизации управления речными судами.

В настоящее время по рекам Советского Союза плавают тысячи судов с дистанционным управлением, что дало возможность высвободить за счет совмещения профессий более 10 тысяч человек обслуживающего персонала. Для подавляющего большинства судов, курсирующих на канале имени Москвы и Волге, это пройденный этап.

Мысль конструкторов, добивающихся максимальной автоматизации и механизации управления судами, все время движется вперед. Уже есть теплоходы, на которых осуществлено автоматическое управление всеми механизмами и устройствами машинного отделения. На таких судах машинной вахты никто не несет. Обязанности механиков, мотористов и кочегаров с успехом выполняют механизмы-автоматы. Водителю надо только повернуть ручку, а все остальное сделают приборы. Они «сами» при помощи сжатого воздуха запустят двигатели, переведут их на работу топливом, будут регулировать ее, держать на заданном режиме температуру охлаждающей воды и смазочного масла. Специальные автоматические приборы все время контролируют правильность действия всех элементов силовой установки судна, вовремя сигнализируют в ходовую рубку о появившихся нарушениях в работе механизмов. Если же вдруг появится опасность аварии, автоматы мгновенно выключат неисправный механизм.

Недалек день, когда нашим речным судам не будет нужен рулевой. У нас уже плавают теплоходы, которые ведет автоматический рулевой. Главная часть этого автомата — так называемый индукционный датчик, чутко реагирующий на изменение своего положения в пространстве, вызванное отклонением судна с заданного курса. В результате на электромагнитный усилитель поступают сигналы, воздействующие на рулевой привод, который и переводит судно в нужную сторону. Конструкция такого автомата-рулевого принадлежит Ленинградскому институту водного транспорта.

Есть идея создания специального автомата-авторулевого в соединении с радиолокатором. Этот аппарат будет не только удерживать судно на заданном курсе без участия человека, но и обходить возникающие на пути препятствия: встречное судно, островок и т. д.

Придет время и всего лишь один человек будет управлять всем судном. У него под руками будет пульт управления радиолокатором, эхолотом и другими приборами судовождения. Электро-вычислительная машина решит за него самую сложную задачу по вождению судна. А подойдет оно к пристани — автоматы сами пришвартуют теплоход к причалу, откроют грузовые люки. При всех этих операциях водителю останется лишь нажимать соответствующие кнопки.