Карта сайта

СЕВЕРНЫЙ ПОРТ СТОЛИЦЫ - Часть 2

Значительная разность высот отдельных участков канала обусловила основное отличие канала имени Москвы от многих других каналов мира. Он не самотечный, а энергетический. Это значит, что вода через водораздел идет не самотеком, а - продвигается силой энергии, перегоняющей ее с помощью специально устроенных насосных станций. Эта же особенность канала вызвала необходимость создания в начале и в конце его так называемых «шлюзовых лестниц», т. е. системы шлюзов, с помощью которых проходящие суда могут подыматься вверх и спускаться вниз по трассе канала.

Основным источником, питающим канал, является Иваньковское водохранилище, называемое Московским морем, - большой искусственно созданный водоем. Кроме Московского моря, на канале есть еще ряд других, тоже искусственно созданных водохранилищ, общая площадь которых равна 40 квадратным километрам, а общая емкость — более 200 миллионов кубических метров воды. Эти водохранилища регулируют уровень воды в канале и питают водой реконструированную и обводненную Москву-реку в пределах столицы.

Обратите внимание на несколько интересных цифр, приведенных на карте-макете. Они дают представление и о канале в целом и об объеме проделанной работы при его постройке. Объем воды в водохранилищах капала, включая Московское море, равен 1463 миллионам кубических метров, а площадь их водного зеркала,— 387 квадратных километров. При строительстве канала было выполнено 202 миллиона кубических метров земляных работ, 3112 тысяч кубических метров бетонных работ, установлено 50 473 тонны металлических конструкций. Если бы можно было всю вынутую при строительстве канала землю уложить пирамидой с основанием, равным площади Свердлова в Москве, то пирамида поднялась бы на высоту ... 12 километров! А если бы ее погрузить в железнодорожные вагоны, то образовался бы гигантский состав, который мог бы опоясать весь земной шар по экватору пять с половиной раз!

Постройка капала началась в сентябре 1932 года и продолжалась 4 года 8 месяцев. Интересно отметить, что Суэцкий канал строился 10 лет, а Панамский — свыше 30 лет. В короткий срок наши строители возвели 240 крупных сооружений, в том числе 10 больших и 1 малый шлюз, 3 бетонных, 8 земляных плотин, более 10 водосбросов и водоспусков, 5 небывалых по мощности и оригинальности конструкции насосных станций, 7 гидроэлектростанций, несколько больших мостов, 2 тоннеля под трассой, Волжский аванпорт, ряд пристаней, 3 речных порта, большой пассажирский вокзал.

Если бы карта выла несколько шире, можно было бы наглядно оценить транспортное значение канала имени Москвы. Этот судоходный путь соединяет столицу с городами и районами Поволжья по более короткому расстоянию. Раньше, например, чтобы попасть речным путем из Москвы в Рыбинск, надо было плыть по Москве-реке, затем по Оке до города Горького и далее по Волге, что составляло в общей сложности 1568 километров. Теперь же мы плывем по каналу имени Москвы до Большой Волги 121 километр, а от Большой Волги до Рыбинска остается пройти еще 273 километра, т. е. весь путь равен 394 километрам, короче прежнего на 1174 километра.

Ка,рта-макет хорошо показывает канал имени Москвы и окружающую его местность. Она электрифицирована: пользуясь пультом управления, можно осветить трассу канала, отдельные ее узлы и системы.

. . .Выйдя из главного зала на внешнюю галерею, можно пройти в северное крыло здания вокзала. Здесь, в центре круглой ротонды, устроен оригинальный фонтан «Север»: мраморная группа белых медведей, а над ними — «птичий базар», бронзовые гагары и дикие гуси. Вся эта композиция — работа скульптора Л. А. Кор-дашева. В другой круглой ротонде на противоположной стороне бьют струи фонтана «Юг». Основная его деталь —стая играющих дельфинов, укрепленная на стеклянных шарах. Она выполнена скульптором И. С. Ефимовым.

Из ротонд удобно подняться на крышу вокзала — плоскую, как верхняя палуба огромного корабля. Отсюда открывается широкий водный простор Химкинского водохранилища.

Химкинское водохранилище — большой искусственный водоем, вытянувшийся длинной н широкой лентой с севера на юг. Озеро имеет около 7 километров в длину и до 900 метров в ширину. Вода в нем удерживается сооруженной в долине реки Химки плотиной высотой с семиэтажный дом.

На водохранилище не затихает движение. Теплоходы и катера, грузовые самоходные баржи, плоты, парусные яхты, скутера и байдарки, каноэ и лодки бороздят его воды. На Химкинском водохранилище часто устраивают водные спортивные соревнования, большие водные праздники.

С крыши вокзала видна панорама водохранилища. Осмотрим его. Справа от речного вокзала, за небольшим серым зданием высоко в небо поднимаются стрелы металлических портальных кранов. Здесь находится Северный речной порт — крупный грузовой порт столицы. Мы еще будем иметь возможность внимательно осмотреть его с более близкого расстояния.

С левой стороны к территории вокзала примыкает большой благоустроенный пляж с парком. Пляж хорошо оборудован; тут к услугам москвичей имеются гардеробы, тенты, лежаки, шезлонги, буфеты, выдаются напрокат купальные принадлежности.

За пляжем видна водная станция спортивного общества «Динамо», одна из самых крупных в столице. У фасада главного здания станции — ряды спускающихся к воде трибун на 5 тысяч зрителей. Станция имеет четыре открытых бассейна для плавания, в одном из них сооружена 10-метровая вышка с трамплином для прыжков в воду. В двух эллингах станции —около 200 спортивных лодок разных видов и классов, а в особом эллинге — стоянка парусных яхт.

Тут же, на Химкинском водохранилище, разместилась и другая большая водная станция — спортивного общества «Трудовые резервы» с дебаркадером, парусными яхтами и буерами. Свои спортивные базы на водохранилище имеют также ДСО «Спартак» и ДСО «Водник».

На противоположном берегу водохранилища раскинулся город Тушино. Совсем недавно, лет 30 назад, это было большое подмосковное село.

В 1608-1610 годах село Тушино играло большую роль в событиях польско-шведской интервенции. Недалеко отсюда, как раз там, где река Сходня впадает в Москву-реку, располагался обширный военный лагерь Лжедимитрия II, известного в истории под названием «Тушинский вор». Завладев разными городами, он летом 1608 года подошел сюда во главе 100-тысячного войска, чтобы захватить Москву, но весной 1610 года был отогнан к Калуге, где вскоре был убит. В Тушино и сейчас часто находят сабли, копья, бердыши, кольчуги, стрелы, ядра и другое вооружение, оставшееся в земле от тех дней.

Интересно, что вся эта местность была заселена еще в самом начале нашей эры, что подтверждено раскопками Тушинского городища. Близ Тушино сохранилось много старых курганов высотой до 5 метров. Специалисты относят их к XI-XIII векам, погребения в них типичны для старинного славянского племени вятичей.

После Великого Октября село Тушино постепенно превращалось в город, промышленный центр Московской области, а в 1960 году в связи с образованием Большой Москвы он включается в ее границы, становится частью Краснопресненского района столицы. Эта компактная, благоустроенная часть столицы с трех сторон окружена водой. В ней живет несколько десятков тысяч человек, есть газ, канализация, водопровод. 2 техникума, 14 школ, 65 библиотек. Тушино широко популярно тем, что на его территории находятся посадочные площадки и ангары Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова, где ежегодно проводятся традиционные празднества, посвященные Дню воздушного флота СССР.

В ближайшие же годы кварталы Тушино сильно разрастутся. В его северной части уже начато строительство большого жилого массива, где расселится около 100 тысяч москвичей. Под новое строительство отведено более 300 гектаров. Стройка захватит и зону, примыкающую к Химкинскому водохранилищу. Близость этого крупного водоема создает благоприятные условия не только для жилья, но и для создания здесь зоны отдыха. Она протянется по западному берегу водохранилища, в нее включаются леса и насаждения северной части города. Здесь будет создано также кольцо бульваров.

В Тушино находится интересное учреждение большого научного и практического значения — Исследовательский институт «Гидропроект». Здесь, на макете можно увидеть очертания берегов реки Нил, где сооружается с помощью нашей страны высотная Асуанская плотна. На макете, в условиях, близких к естественным, избираются наиболее экономичные компоновки будущего гидроузла. Лаборатория напоминает огромный цех большого завода со своеобразными установками из металла, дерева и пластмассы. Слышится шум стекающей воды. Проектировщики на моделях получают проверенные и обоснованные данные, позволяющие им уверенно решать сложные технические задачи по сооружению больших плотин и водохранилищ.

Недавно в Тушино произошло любопытное событие: при рытье водоотливного колодца нашли человеческий череп. Оказалось, что это древнейшие останки человека в Подмосковье. Череп отличается характерной неандертальской чертой — мощным развитием надглазничного валика (надбровья). Предполагаемый возраст находки конец эпохи Великого оледенения, т. е. около 15 тысяч лет назад. Возможно, что в конце древнекаменного века (палеолита), когда границы оледенения еще проходили по Верхней Волге, человек, продвигаясь к северу вслед за развитием растительного и животного миров, уже достиг территории Москвы. Недалеко от черепа были найдены кости северного оленя, овцебыка, первобытного быка; первобытный человек охотился на этих зверей. Предметом его охоты служил и мамонт — огромнейшее животное, превосходившее своими размерами современных индийских слонв. Это доказывают многочисленные раскопки костей мамонта в отложениях того же времени.

. .От Химкинского водохранилища начинаются речные пути, связывающие Москву с морями и океанами. Водные пути от речного вокзала идут вправо и влево. Влево — путь к Москве-реке, к центральным районам столицы.

Вдали, за тремя огромными мачтами высоковольтной передачи, можно рассмотреть светлые башни шлюза № 7. Именно там начинается южный отрезок канала имени Москвы, «шлюзовая лестница» к Москве-реке. А вправо — путь на север, к Большой Волге и Московскому морю, к Верхней и Нижней Волге.

Посмотрите: внизу перед нами направо и налево ровной линией вытянулись причалы речного вокзала.

А сколько здесь судов самых разнообразных форм и размеров! Они отличаются, обтекаемыми линиями корпусов, широкими прогулочными палубами, сверкающими окнами салонов. Самые большие теплоходы принимают «а борт до 800 пассажиров, самые малые—150.

Всеобщее восхищение вызывают огромные трехпалубные теплоходы типа «Н. Гастелло», построенные по проектам советских инженеров и отличающиеся не только размерами, большой вместительностью, но и красотой своих форм, богатством отделки, удобствами для пассажиров.

Великие преобразования на Волге вызвали техническую реконструкцию речного флота. Наши заводы теперь выпускают крупные современные суда. Дерево уступило место металлу, пар — моторам и электричеству. Старым паровым плоскодонным судам опасно стало появляться на просторах волжских морей, им не выдержать штормы в 7—8 баллов, а такие там бывают. На смену старым судам теперь приходят крупные, вполне надежные озерные теплоходы. Их мы не раз еще увидим на нашем пути.

За текущую семилетку речной флот значительно обновится. Появятся новые, более мощные и комфортабельные пассажирские суда с повышенными скоростями движения.

Спустимся вниз по широкой лестнице на огромную нфальтированную панель к причалам. Справа расположены так называемые «Центральные причалы». Отсюда отправляются теплоходы в Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь, Горький, Череповец. От причалов против нового крыла вокзала уходят в рейс двухпалубные экскурсионные теплоходы, а далее за ними видны причалы. к которым подходят катера пригородных линий.

В течение всего дня, а особенно по утрам здесь не умолкают шум и движение. Тысячи пассажиров спешат занять свои места на теплоходах и катерах. Одни отправляются в «большой рейс» по Волге, Каме, Дому. В их руках «солидный» багаж, вокруг много провожающих. Другие готовы начать веселую и интересную прогулку в лучшие уголки канала имени Москвы — Березовую Рощу, Зеленую Гавань, Солнечную Поляну, Хвойный Бор, на Клязьминское и Икшинское водохранилища. Третьи спешат к причалам местных линий, уезжают в Пирогово, Тишково, Хлебниково, Водники, Рождествено.

А вечером — снова шум и оживление. С песнями и музыкой сходят экскурсанты с теплоходов, возвращающихся из очередных рейсов. Рядом идет посадка на теплоход, уходящий в «кругосветное» путешествие по кольцу от Москвы до Москвы: по каналу, Московскому и Рыбинскому морям, по Волге, Оке и Москве-реке. В другом месте готов к отходу экскурсионный теплоход Москва—Калинин. Его пассажиры увидят весь маршрут, описываемый в нашей книге, увидят канал имени Москвы, Московское море и Верхнюю Волгу до Калинина.

. . .Наше знакомство с Северным речным портом столицы в общих чертах закончено. Мы увидели один из лучших уголков новой социалистической Москвы. Здесь не только много красоты и уюта, — везде большой порядок и благоустройство; тут чувствуется сильный пульс великого города, видны большая организация и слаженность его будничных процессов, улавливается тонус жизни больших масс москвичей.

Северный речной порт столицы и сейчас уже огромен по своим размерам, оснащению, величине пассажирских и грузовых потоков, но значение его с каждым годом будет возрастать все более и более.