Карта сайта

СЕВЕРНЫЙ ПОРТ СТОЛИЦЫ

. . . Стройная девушка, высоко поднявшая на вытянутых руках парусную яхту — символ водного пути, открывает широкую аллею, рассекающую густой парк. Ровными рядами выстроились по сторонам высокие и стройные ели. Вдали, в конце аллеи, на фоне светлого московского неба — серое здание с башней, высоким стальным шпилем и золотисто-красной звездой.

Все это предстает перед нами сразу же по выходе из троллейбуса на 15-м километре от центра столицы. Знакомая картина! Мы на Ленинградском шоссе, у Северного речного вокзала—одного из 12 вокзалов столицы. Сюда подходит канал имени Москвы.

Даже очень занятый человек не пройдет по аллее, не задержавшись в парке хотя бы на несколько минут. На целых два километра раскинулся он вдоль шоссе, заняв площадь в 50 гектаров. Парк, так украсивший подходы к речному вокзалу, еще молод—он создан 25 лет назад в тех местах, где рос бурьян, были пустыри и ямы. Но он уже тенист и красив, манят к себе его зелень и прохлада. Бросаются в глаза четкая планировка, прямые и просторные аллеи, множество цветов. В парке собрано до 200 видов древесных пород; тут мы найдем кудрявые клены и северную рябину, тенистые липы и молодые дубы, ясень, тополь, ель; есть здесь и акация, и редкий красный дуб, и маньчжурский орех...

С просторной площади, отделяющей парк от здания речного вокзала, виден весь его восточный фасад. Здание отличается оригинальностью конструкции, легкостью, изяществом форм и монументальностью. Глаз отмечает большую длину постройки — 150 метров и значительную высоту здания со шпилем около 85 метров.

Северный речной вокзал, построенный по проекту архитектора А. М. Рухлядева, напоминает стоящий у причала огромный теплоход. Изящные открытые галереи, окружающие постройку, похожи на палубы, башня в центре напоминает капитанский мостик, шпиль — мачту. Впечатление усиливается лестницами, переходами, террасами с балюстрадами.

Сто пятьдесят четырехгранных колонн, обложенных белым тарусским камнем, опоясывают первый этаж здания, образуя галерею, по которой можно обойти его кругом. Галерея второго этажа, украшенная арками, опирающимися на круглые колонны, кажется более легкой и изящной, чем нижняя. Оба яруса галереи и плоская крыша-терраса окружены балюстрадой. Края здания справа и слева заканчиваются полукруглыми открытыми ротондами.

Главный вход в вокзал выделяют три арочных портала, облицованные зеленым полированным диоритом. Но бокам арок — полутораметровые фарфоровые диски с многоцветной керамикой в центре; на одних дисках изображены Кремль, Мавзолей В. И. Ленина, Днепрогэс, на других — корабли, самолеты, архитектурные сооружения. Поднимающаяся над зданием башня окружена четырьмя скульптурами работы Р. Р. Иодко: рабочий и колхозница, красноармеец и краснофлотец символизируют труд и оборону нашей страны.

Широкие лестницы ведут в здание. Внутри оно изящно, просторно и удобно. Все здесь тщательно продумано, хорошо спланировано, прекрасно отделано и подчинено задаче обслуживания пассажиров. К их услугам— просторные залы, справочное бюро, почта, телеграф, местный, городской и междугородный телефоны, заботливо оборудованная комната матери и ребенка. При вокзале есть также комнаты бытового обслуживания, камера хранения багажа.

Для отделки внутренних помещений строители уме-(10 использовали гранит, мрамор, диорит, художественную роспись, позолоченную арматуру. Роспись стен и потолков, панно и мозаика придают помещениям вокзала уют и торжественность.

В центре здания — главный зал, в середине которого возвышаются четыре колонны, поддерживающие башню. Облицовка светлым полированным мрамором, роспись на потолке, гербы СССР и всех союзных республик на стенах делают его наиболее парадной частью вокзала.

Слева от главного зала разместился большой ресторан «Волга». Высокое двухсветное помещение отделано искусственным мрамором под малахит. Потолок зала богато расписан. Для фона художник В. С. Щербаков удачно использовал мотив летающих чаек. На картушах изображены старинная каравелла — эмблема мореплавания, легендарный крейсер «Аврора», ледокол «Красин» и парусник «Товарищ», на котором получили закалку многие советские капитаны.

Из окон зала открывается вид на Химкинское водохранилище.

Справа от главного зала — зал ожидания для пассажиров. Это большое и светлое помещение, отделанное мрамором и расписанное вверху яркими и красочными цветами.

Достопримечательность зала- карта-макет канала имени Москвы, которая в 1937 году демонстрировалась в советском павильоне на Международной выставке в Париже. Она дает наглядное изображение всей трассы водного пути Москва — Волга, представляет в общих формах все это грандиозное сооружение. Давайте познакомимся с ним в самых общих чертах.

Канал имени Москвы прорезает территорию северо-запада Большой Москвы и Московской области. Его общая протяженность — 128 километров; 58 из них приходятся на территорию Большой Москвы, вся же остальная часть, за очень малым исключением, относится к Московской области. У Большой Волги он пересекает территорию Калининской области.

Канал имени Москвы длиннее Панамского на 47 километров, Кильского на 29 и Манчестерского на 71 километр. Его пропускная способность равна 15 миллионам тонн грузов в одну сторону в год.

Посмотрите внимательно на карту — местность, которую пересекает трасса канала, различна по высоте. Дело в том, что канал на своем пути пересекает водораздел между Волгой и Москвой-рекой — Клинско-Дмитровскую гряду Валдайской возвышенности. В связи с этим средняя центральная часть канала — от шлюза № 6 до шлюза № 7 — на 38 метров выше уровня Большой Волги и на 36 метров — уровня Москвы-реки.