Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 9

Идейно-смысловым акцентом центра стало здание филиала Центрального музея В. И. Ленина, торжественно открытое в дни празднования 60-летия образования Киргизской ССР и Компартии Киргизии в октябре 1984 г. Рядом с ленинским мемориалом, к западу от него, по проспекту, высится семиэтажное административное здание ЦК КП Киргизии и Совета Министров Киргизской ССР.

В восточной части городского центра в 1984 г. завершено строительство новой Республиканской библиотеки имени В. И. Ленина на 3 млн. томов, решенной в виде трехэтажного распластанного параллелепипеда (примерно 100x50 м в плане) с внутренними двориками. Далее к западу по Ленинскому проспекту, на Советской площади города, в 1980 г. расположилась Киргизская государственная филармония с залами на 1200 и 300 мест, замыкают вытянутую центральную часть столицы республики новые комплексы колхозных рынков: Аламединского — в восточной части и Ошского — в западной. Новостройки города связаны не только с его центральной зоной. Одной из наиболее значительных стала восьмиэтажная гостиница «Иссык-Куль» на проспекте Мира, близ южной городской границы.

Несмотря на различие в назначении, объемно-пространственной организации и архитектурно-художественном решении новых зданий и сооружений столицы Киргизии, они обладают определенными чертами общности, позволяющими думать о наличии известного стилевого единства, рождающего своеобразие облика города и объединяющего в себе традиции и новаторство. К таким объединяющим чертам следует отнести монументальность архитектуры построек последних лет. Все они выполнены в крупных, достаточно лаконичных объемах, с пластичными, но без излишней дробности фасадами, рассчитанными на светотеневую моделировку в характерных условиях юга.

Достоинством творческого почерка зодчих является стремление избегать достижения своеобразия архитектуры путем поверхностного орнаментального декоративизма. Хотя декор и присутствует в архитектурных решениях, прежде всего фасадов, но и здесь он «монументализован» в ритме стрельчатых окон-прорезей библиотеки, в арочных проемах рыночных построек, гостиницы, комплекса общественного питания и др. Монументальность построек создается цветовой сдержанностью, монохромностью, которая помогает прочтению крупного масштаба архитектурных форм зданий.

Высокий творческий накал характеризует и развитие современной архитектуры Таджикистана. В республике сложился активный и талантливый коллектив зодчих, создавший и продолжающий успешно создавать крупные общественные здания и сооружения. Ведущую роль в этом процессе играет столица республики Душанбе, где в 60—80-е годы появились наиболее значительные постройки, в том числе гостиница «Душанбе» на площади имени Айни, многоэтажное здание комбината бытового обслуживания, Дом политического просвещения, Дом союза писателей, мавзолей Мирзо Турсун-Заде, хранилище древних рукописей, строится комплекс Таджикского государственного университета и т. д. Интересно решено здание Дома политического просвещения в Хороге, высоко в горах на термальных источниках вырастает новый санаторий курорта Ходжа-Оби-Гарма, завершена или ведется комплексная застройка общественных зон поселков совхоза «60 лет Октября» Исфа-ринского, садвинсовхоза «Шахринау» Гиссарского, совхоза «Вахш» Вахшско-го районов и т. д.

Одним из наиболее интересных общественных сооружений является Дом политического просвещения в Душанбе*, предназначенный для проведения крупных республиканских собраний, партийных конференций и съездов и решенный в виде цельного прямоугольного в плане пятиэтажного параллелепипеда.

* За проектирование и строительство Республиканского Дома политического просвещения в Душанбе премия Совета Министров СССР 1976 г. присуждена архитекторам Э. Ерзовскому, Ю. Пархову и др.

 

Центром композиции является большой зал заседаний на 1 400 мест, вокруг которого размещены учебные и рабочие помещения, фойе. Под залом расположено нижнее фойе, к которому примыкает конференц-зал на 200 мест. В простых, сдержанных по оформлению интерьерах царит атмосфера торжественности. Фасады здания защищены от перегрева разнообразными устройствами: на главном, восточном фасаде — анодированная под бронзу алюминиевая солнцезащитная решетка, на западном—стальной профилированный настил с вертикально расположенными ребрами, на южном — вертикальные бетонные солнцерезы. Рациональная планировка, ясное объемное построение, высокий уровень строительных работ в сочетании с продуманной до деталей композицией фасадов и интерьеров позволили добиться высокого художественного эффекта и своеобразного облика этого общественного сооружения.

Среди крупных общественных зданий, построенных в последнее двадцатилетие в Туркмении, выделяется Государственная библиотека имени К. Маркса в Ашхабаде*. В архитектуре этого здания мы видим простоту и четкость общих очертаний, ясность плана, спокойный, мерно-напряженный ритм вертикальных простенков-пилонов, монументальную суровость обнаженного бетона и циклопической каменной кладки. Прямоугольное в плане здание как бы прорезается тремя внутренними озелененными двориками, которые расчленяют его на отдельные зоны. Центральная часть занята книгохранилищем и подсобными помещениями, дворики с зеленью и водоемами служат открытыми читальными залами, а вокруг них расположены остальные помещения библиотеки — читальные залы, отделы, кабинеты и пр.

* За архитектуру Туркменской государственной библиотеки имени К. Маркса Государственная премия СССР 1976 г. присуждена архитектору А. Ахмедову, инженеру-строителю С. Са-парову, мастеру М. Даниельянцу.

 

Вертикальные простенки-пилоны не только ведут основную композиционную тему фасада, но, повернутые к нему под нужным углом, выполняют роль солнцезащиты, совершенно необходимой в жарком климате Ашхабада. В архитектуре здания удачно использованы традиционные элементы народной культуры и зодчества: строго прямоугольный орнамент, выдавленный на поверхностях простенков-пилонов, входящие в композицию здания внутренние дворики, водоемы, галереи, а песочно-серый колорит сооружения свойствен пустынным пространствам Туркмении. Библиотека в Ашхабаде является подлинно художественным произведением, созданным в тесном содружестве архитекторов и строителей. Она стала творческим ориентиром в развитии современной архитектуры республики.

В ряду значительных современных общественных сооружений Туркмении — крытый рынок, гостиницы «Ашхабад» и «Турист», выставочный павильон, здание Института народного хозяйства, цирк, Дворец пионеров в Ашхабаде; административное здание в Чарджоу, универмаг и гостиница в Мары, дом отдыха в Фирюзе, гостиница в Ташаузе, больницы в Безмеине и Небит-Даге и др.

* * *

Итак, в советской архитектуре последних десятилетий были свои подъемы и спады, связанные с многосложным процессом развития советского общества. В докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на торжественном заседании, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, характеризуя особенности этого периода, сказал: «В середине 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, над страной пронесся ветер перемен, народ воспрянул, ожил, стал смелее и увереннее... Были сделаны попытки сломать утвердившиеся в 30—40 годах командно-бюрократические методы управления, придать социализму больше динамизма, подчеркнуть гуманистические идеалы и ценности, возродить творческий дух ленинизма в теории и практике... Больше внимания стало уделяться развитию сельского хозяйства, жилищному строительству, легкой промышленности, сфере потребления, всему тому, что связано с удовлетворением потребностей человека».

Характерной чертой происшедших перемен в архитектуре стало энергичное развитие типового проектирования и индустриального строительства массовых типов жилых, общественных и производственных зданий для городского и сельского строительства, что имело далеко идущие положительные последствия в решении насущных задач советского общества, к сожалению, не поддержанные в 70-е годы необходимыми кардинальными изменениями в экономике, управлении и культуре.

Архитектурным отражением общественного неблагополучия стало, в известной степени, застойное состояние проектирования и строительства, унылое однообразие и безликость многих районов массовой застройки, сочетавшиеся с увлечением «престижными» зданиями, ансамблями и монументами.

В докладе М. С. Горбачева подчеркивается, что «здоровые силы в партии и в обществе в целом все острее ощущали настоятельную потребность и необходимость преодолеть негативные явления, переломить течение событий, обеспечить ускорение социально-экономического развития страны, добиться нравственного очищения и обновления социализма».

Ответом на эту острейшую общественную потребность и явились выдвинутые апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС концепция и стратегия ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление социализма, которые получили теоретическое и политическое развитие в решениях XXVII съезда, последующих Пленумов ЦК и оформились в генеральную линию революционной перестройки всех сторон жизни социалистического общества.

Важное значение архитектуры в реализации социально-экономической политики партии определено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства» (1987 г.), в котором намечены эффективные меры по повышению качественного уровня нашего зодчества, улучшению планировки и застройки городских и сельских населенных мест, повышению качества проектов, совершенствованию организационной структуры архитектурно-градостроительных органов, развитию науки и подготовке кадров, повышению роли Союза архитекторов СССР.

Все это должно стать и уже становится организационной основой качественного подъема советского зодчества.