Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 8

Историко-ассоциативный оттенок облика Дворца нисколько не противоречит его современному содержанию, ясному и логичному объемно-планировочному решению, прогрессивной конструктивной основе. Он предназначен для проведения съездов Компартии Казахстана, сессий Верховного Совета республики и имеет универсальный зал на 3 тыс. мест с современным инженерным оборудованием, обеспечивающим также использование зала для празднеств, театрально-концертных представлений, демонстрации кинофильмов и т. д.

Новаторским было конструктивное решение — создание единого перекрытия на восьми опорах, под которыми возникло свободное пространство, давшее возможность любой рациональной планировки. По центральной продольной оси симметричного в плане Дворца разместился зрительный зал трапециевидной формы с местами для зрителей, расположенными амфитеатром. Перед залом находится главное фойе, а за ним —сценическая часть и подсобные помещения.

Умелое применение в отделке Дворца различных пород мрамора, гранита, ракушечника в сочетании с блеском золотистого металла, искусственной кожей и деревом (ясень) придает его облику торжественность.

Современная архитектура Казахстана богата прекрасными образцами крупных уникальных общественных зданий и комплексов. О неизменном творческом развитии зодчества республики свидетельствуют такие произведения архитектуры, как комплекс высокогорного ледового стадиона «Медео», здания Казахского общества дружбы, аэропорта, цирка — в столице Казахстана. Крупный градостроительный ансамбль Новой площади в Алма-Ате сформирован интересными по своей архитектуре зданиями ЦК Компартии Казахстана, проектных институтов Министерства сельского хозяйства республики и др.; площадь Абая, одна из красивейших в городе, славится не только великолепием Дворца имени В. И. Ленина, но и выросшей неподалеку 25-этажной гостиницей «Казахстан».

На главных магистралях и площадях многих городов республики за последние годы сооружены значительные общественные здания, имеющие важное значение для формирования самобытного облика этих городов — Дворец культуры в Усть-Каменогорске; Дом Советов, Дворец целинников и Дворец молодежи в Целинограде; ряд административных зданий в Чимкенте. Расширилось строительство общественных зданий в сельских населенных местах.

Землетрясение 1966 г. в столице Узбекистана Ташкенте и последовавшие за ним крупномасштабные восстановительные работы стали большим испытанием для республики. Все союзные республики оказали братскую помощь пострадавшим, облик узбекской столицы преобразился. Сейчас Ташкент — один из красивейших городов нашей страны.

Особый почерк архитектуры нового Ташкента во многом связан с возведением уникальных общественных сооружений и ансамблей, в числе которых здания Совета Министров Узбекской ССР и ЦК ЛКСМ Узбекистана, административное здание на площади Ленина, филиал Центрального музея В. И. Ленина, здание объединенного издательства и Выставочный павильон на улице Ленина, гостиницы «Узбекистан» и «Москва», Дворец искусств, Дворец дружбы народов имени В. И. Ленина.

Ансамбль площади имени В. И. Ленина является ядром общегородского центра (рис. на с. 118). Он включает в себя ведущие общественные сооружения столицы республики, асимметрично и свободно расположенные в пространстве площади контрастными по протяженности и высоте объемами. Семиэтажный монументальный, стоящий на мощных У-образных опорах, протянувшийся на 180 м параллелепипед здания Совета Министров республики ограничивает площадь с южной стороны.

В некотором отдалении высится 20-этажная вертикаль здания министерств, благодаря своим крупным формам и величине ставшая главной доминантой не только площади, но и всего центра города. Простые геометрические формы этого сооружения обогащены национальным декором и тонкой орнаментальной сеткой солнцезащитных устройств. Глухие торцовые поверхности покрыты крупным мозаичным орнаментом синих и бирюзовых тонов, свойственных художественным традициям республик Средней Азии. Активное использование цвета подчеркивает национальный характер сооружения и способствует еще более резкому вычленению его высотного объема в ансамбле застройки, усиливая доминантную роль здания.

Ядром ансамбля площади стало здание ташкентского филиала Центрального музея В. И. Ленина, возведенное к 100-летию со дня рождения основателя Советского государства*. Простое, но монументальное, почти квадратное в плане, светлое, оно хорошо обозревается со всех сторон. В нем сделано четыре надземных и два подземных этажа с вводным залом и экспозиционными помещениями (в двух верхних этажах). Нависающий верхний объем музея облицован ажурными панелями-паиджарами в национальном стиле, которые одновременно выполняют функции ограждающих конструкций и солнцезащиты.

* За архитектуру филиала Центрального музея В. И. Ленина Государственная премия Узбекской ССР имени Хамзы 1970 г. присуждена архитекторам Е. Розанову, В. Шестопалову и др.

 

Простота и лаконичность объемно-планировочного построения многих крупных общественных зданий Ташкента в значительной степени связана с необходимостью обеспечить повышенную устойчивость сооружений в условиях высокой сейсмичности.

Насколько это важно, можно видеть на примере прекрасного здания Дворца искусств в Ташкенте (архитекторы Ю. Халдеев, В. Березин и др., инженер А. Браславский, 1964—1965 гг.). Благодаря тому, что состоит он из двух простых объемов — цилиндрического с киноконцертным залом на 2300 мест и двухэтажного прямоугольного с вестибюлем, фойе и т. д.,— землетрясение он смог выдержать.

Сейсмичная зона охватывает не только южную часть Узбекистана, соседней Туркмении, но и целиком включает территории Киргизии и Таджикистана. Это наиболее высокосейсмичные районы страны, что учитывается при проектировании и строительстве сооружений различного назначения, особенно при создании крупных общественных зданий с многофункциональной структурой и разнообразными по размерам помещениями.

Настоящий расцвет архитектуры происходит в Киргизии, где за последние четверть века было возведено столько значительных общественных зданий, сколько не было построено за всю предшествующую историю. В 60—70-е годы в столице республики Фрунзе были построены киргизский и русский драматические театры, гостиницы «Кыргызстан» и «Пишпек», Музей изобразительных искусств, Дворец спорта имени В. И. Ленина, аэропорт «Манас», автовокзал, главный павильон ВДНХ Киргизской ССР и др. Были сооружены административные здания в городах Оше, Нарыне, санаторий «Белый пароход» на озере Иссык-Куль и др.

80-е годы дают пример своеобразной вспышки в развитии архитектуры Советской Киргизии. Особенно отчетливо это заметно в застройке столицы республики — города Фрунзе, где за короткий отрезок времени появился ряд значительных по градостроительной роли и весьма самобытных по архитектуре зданий и сооружений общественного характера. В этом ряду мы видим самые разнообразные постройки: и административные, и мемориальные, и культурно-просветительные, и торговые, и лечебные. Большинство зданий выросло в центральной зоне города, решительно преобразив ее облик, масштаб и градостроительную организацию.