Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 7

Дворец культуры профсоюзов, здание архитектурного факультета политехнического института — в Кишиневе, Дворец пионеров в Тирасполе и др. Эффектно расположен новый кишиневский цирк —на возвышенном участке близ проспекта Молодежи, формируя объемно-пространственную композицию городской среды на большом отрезке поймы реки Бык своими выразительными формами.

Глубокие корни традиций и своеобразие природы накладывают неизгладимые черты на современную архитектуру крупных общественных зданий в республиках Советского Закавказья. Например, такое оригинальное, эффектное, в полном смысле слова новаторское сооружение, как инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР*, могло быть создано только в условиях сложного горного ландшафта с крутыми падениями рельефа местности, скалами и обрывами. Такой рельеф считается непригодным для строительства и возведения инженерного корпуса — это прежде всего смелый и убедительный, имеющий большое народнохозяйственное значение пример застройки горных территорий.

* За проектирование и строительство этого здания премия Совета Министров СССР 1980 г. присуждена архитектору Г. Чахаве и группе проектировщиков и строителей.

 

Здание построено между двумя дорогами, пролегающими одна выше другой на 33 м вдоль довольно крутого, с 30-градусным уклоном, берега реки Куры в Тбилиси. Решение было принято необычное: три башни разной высоты— в 17, 13 и 7 этажей, размером в сечении 12x12 м, расположенные под прямым углом друг к другу, связаны между собой на разной высоте двухэтажными горизонтальными корпусами-пеналами длиной 36 и 80 м в двух взаимоперпендикулярных направлениях, напоминая фрагмент поленницы. Образовавшаяся над нависшими объемами здания свободная территория превращена в наклонный парк с бассейном, водопадом-каскадом и малыми архитектурными формами. Необычный, легко запоминающийся силуэт как бы застывшего в пространстве сооружения хорошо просматривается со многих сторон в самых различных ракурсах, удачно вписываясь в гористый многоплановый ландшафт.

Объемно-планировочное решение здания рассчитано так, что в горизонтальных объемах размещены все основные помещения, а в башнях — вертикальная коммуникация: лестницы, лифты, трубопроводы и пр., а также отдельные помещения. Для активного отдыха служащих используются плоские озелененные кровли-террасы. В подземной цокольной части этого сооружения расположились вестибюль, зал заседаний, столовая, гараж. В Грузии возведено много и других интересных общественных зданий, как, например, Театр оперы и балета имени 3. Палиашвили, Центральный телеграф, Государственная филармония, Центральный шахматно-альпинистский клуб в Тбилиси, театр в Телави, Дом творчества композиторов в Боржоми, пансионат в Цихисдзири и многие другие, в которых современные композиционные приемы гармонично переплетаются с традициями национального зодчества.

Тонкое понимание особенностей ландшафта во многом определило и архитектуру стадиона «Раздан» в Ереване*, расположившегося в живописном ущелье реки Раздан. Используя сложный рельеф местности с резкими перепадами уровней, образующими естественный амфитеатр на западном берегу реки, авторы создали асимметричный по форме стадион с развитой двухъярусной западной трибуной: первый ярус «лежит» на естественном склоне природного амфитеатра, а второй приподнят на железобетонных пилонах и кон-сольно нависает над первым. Различная высота трибун (восточная выложена в один ярус) придала стадиону плавные кривые очертания, огромная чаша стадиона гармонично срослась с окружающим гористым ландшафтом.

* За проектирование и строительство Центрального стадиона «Раздан» в Ереване Государственная премия Армянской ССР 1979 г. присуждена архитекторам К. Акопяну, Г. Мушегяну; инженеру Э. Госуняну; строителям П. Туманяну, А. Минасяну.

 

Просторные кольцевые галереи, широкие проходы, радиальные лестницы-проходы на трибуны, буфеты, питьевые фонтанчики создают удобства для зрителей, а обслуживающие спортсменов и судей помещения расположены близ арены. Архитектурное и конструктивное решение стадиона оригинально, логично и обладает высокими архитектурно-художественными качествами.

В застройке городских и сельских населенных мест Армении в 60—80-е годы появилось множество прекрасных общественных зданий, обладающих чертами своеобразия и современности. Это летний кинотеатр «Москва», остроумно и живописно решенный в условиях тесной городской застройки, и кинотеатр «Россия», гостиница «Двин» и аэропорт «Звартноц», Дворец молодежи и Дом камерной музыки, павильон культуры и науки на ВДНХ Армянской ССР — в Ереване, здание музея этнографии Сардарапатского комплекса, профилакторий в Арзакане, памятник жертвам геноцида «Егерн», станции первой очереди Ереванского метрополитена «Площадь В. И. Ленина», «Ери-тасардакан» и многие другие. Созданные в последнее двадцатилетие уникальные общественные здания сыграли важную роль в формировании самобытного творческого лица архитектуры Советской Армении на современном этапе.

Влияние рельефа на застройку столицы Советского Азербайджана проявляется прежде всего в формировании обращенной к морю панорамы Баку, развитии его ландшафтной архитектуры и композиционном размещении основных крупных общественных зданий в общей многокрасочной мозаике этой панорамы — морского фасада города. Амфитеатр холма от набережной до парка имени С. М. Кирова подчеркивается террасным расположением Дворца «Гюлистан», Дома гостей, зданиями ЦК КП Азербайджана, гостиницы «Москва» и Верховного Совета республики — на его верхнем уровне.

Строительство крупных общественных зданий помогает формированию важных градостроительных комплексов. С завершением нового железнодорожного вокзала сложилась привокзальная площадь, связавшая восточные и западные районы города; в ансамбле площади 50-летия СССР в Баку большое значение приобрело здание Центрального статистического управления республики.

С начала 60-х годов построено большое число значительных общественных зданий, в том числе новые здания Академического театра азербайджанской драмы, Публичной библиотеки, Центрального универмага, Государственного цирка, Дворца имени Ленина, административного здания в Насиминском районе, гостиницы «Азербайджан», морского вокзала и аэровокзала, а также станции метро — в Баку, административного здания в Кировобаде, театра в Нахичевани и др.

Одним из самых крупных сооружений столицы Азербайджана стал Государственный цирк (архитекторы Э. Исмаилов, Ф. Леонтьева, 1967 г.), расположившийся близ центральных районов Баку. Цирк оснащен сложным оборудованием, позволяющим трансформировать манеж в бассейн для водных пантомим, увеличивать его диаметр до 19 м, превращать арену в ледяной каток.

Крупный зал (52 м в диаметре) перекрыт единым куполом, завершающим цилиндрический объем сооружения, фасад которого ритмически расчленен вертикальными ребрами, между которыми устроены обширные, на высоту фасада витражи, прерываемые местами узорчатой решеткой, характерной для традиционного азербайджанского зодчества. В интерьерах цирка использованы декоративные панно, выполненные в стиле азербайджанской миниатюры.

Лежащие по другую сторону Каспия братские республики Средней Азии и Казахстана развиваются в иных природных условиях, отличаются своеобразием исторических традиций, особенностями культуры и быта, которые находят свою интерпретацию в архитектуре уникальных общественных зданий.

Самобытность архитектурно-художественной характеристики Дворца имени В. И. Ленина в Алма-Ате*, построенного к 100-летию, со дня рождения вождя революции, восходит к художественным традициям казахского народа. Этого удалось достигнуть, не прибегая к буквальному воспроизведению каких-либо элементов традиционного зодчества. Основным, что определяет национальный характер архитектурно-художестаенного образа Дворца, стала оригинальная форма его кровли. Далеко вынесенный козырек с высоко поднятыми краями вызывает ассоциации с шатрами кибиток. Покрытая золотистыми чешуйками анодированного алюминия поверхность козырька-шатра продолжается внутрь здания, служа потолком главного фойе с парадными лестницами.

* За архитектуру Дворца имени В. И. Ленина в Алма-Ате Государственная премия СССР 1971 г. присуждена архитекторам В. Киму, Ю. Ратушному, Н. Рипинскому, Л. Ухобсггову; инженерам Б. Делову, В. Кукушкину; строителям Н. Кузякину, М. Казыбекову.