Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 6

Он находится на высоком берегу реки Гауи в окружении живописного соснового бора, елей, лип и берез. К. зданию стационара примыкают зал лечебной физкультуры, пищеблок, диагностический корпус. Универсальный зал используется для занятий лечебной физкультурой, спортивных занятий персонала, лекций, собраний. С большим вкусом выполнены интерьеры помещений, в которых подобраны краски светлых тонов, белая, светло-серая и зеленая облицовочная плитка, новые эффективные материалы для покрытия полов, устроены раздвижные, обитые искусственной кожей перегородки в большом зале и пр. Для больных и работы медицинского персонала созданы максимальные удобства.

Архитектура общественных зданий в Прибалтийских республиках отличается высокой профессиональной культурой, тактичным сочетанием современных построек с памятниками зодчества, стремлением к ансамблевому формированию застройки. Так, в Вильнюсе создан новый комплекс, завершающий Ленинский проспект, в которых входят здания Президиума Верховного Совета Литовской ССР, Совета профсоюзов и Министерства финансов, новые административные здания на площади Черняховского, театр оперы и балета. В разные годы в Литве были построены такие интересные по архитектуре сооружения, как Дворец спорта, Дворец бракосочетания, Дворец выставок, комплекс объектов связи, драматический театр в столице республики, административное здание в Ниде, клуб и правление колхоза имени Кирова в поселке Миндубай, общественный центр поселка Жялсва и т. д.

Характерный пример этически тонкого, высококультурного понимания существа архитектурного творчества являет собой здание Государственного академического театра драмы Литовской ССР в Вильнюсе*.

* За архитектуру Государственного академического театра драмы Литовской ССР Государственная премия СССР 1983 г. присуждена архитекторам А. и В. Насвитисам; инженерам Я. Марозене, А. Вапшису.

 

Удивительной особенностью его архитектуры стала «бесфасадность». Проходя по центральной улице города, театр можно просто не заметить — его основной объем скрыт существующими строениями и лишь в одном из разрывов между ними промелькнет небольшая аванплощадь с порталом, украшенным скульптурной композицией «Праздник муз»: это вход в театр. Поэтому здание воспринимается главным образом изнутри, через свои интерьеры, через организацию пространства, ради чего, собственно, и существует архитектура.

Новое здание непосредственно связано со старой застройкой и появилось в результате комплексной реконструкции небольшого квартала в историческом центре города. Двор старого театра и небольшое пространство между двумя соседними постройками были перекрыты и превращены в просторные вестибюль и фойе нового здания. Именно фойе стало самым просторным помещением театра, напоминающим небольшую площадь или дворик старого Вильнюса, оно развивает тему связи архитектуры с природой, внешним окружением, которая усиливается введением в интерьеры театра воды, зелени, верхнего естественного освещения. Зрительный зал на 700 мест решен предельно просто и по своей прямоугольной форме, и по открытости кирпичных стен, деревянных акустических экранов. Есть в театре и второй, малый зал на 160 мест для репетиций и отдельных спектаклей. Творческая удача архитектурного решения тесно связана с отсутствием какой-либо парадности в облике здания, характерными чертами которого стали простота, сдержанность и тактичность.

Театрально-зрелищные здания вообще являются отличительной чертой современного культурного строительства в нашей стране, отражая возросшие духовные потребности советских людей. Уникальным сооружением в этой области архитектуры общественных зданий является певческая эстрада в Таллине (1960 г.), широко известное за пределами Эстонии произведение советского зодчества (архитекторы А. Котли, X. Сепман, У. Тельпус). Она представляет собой амфитеатр, покрытый акустическим экраном, под которым может разместиться хор почти в 30 тыс. певцов, а в открытой части амфитеатра — до 150 тыс. слушателей. Эмоциональное воздействие архитектуры эстрады достигается элегантностью, четкостью и простотой форм сооружения, его удачным расположением в красивом природном окружении на фоне залива и панорам старого города. Певческая эстрада была построена также в Вильнюсе.

В числе наиболее крупных общественных сооружений Эстонии — аэропорт, Олимпийский центр парусного спорта, Дворец культуры и спорта имени В. И. Ленина с трансформирующимся залом-амфитеатром на 5,6 тыс. зрителей и ледовой ареной с трибунами на 3 тыс. мест, высотные гостиницы «Виру» и «Олимпия», здание строительных организаций в Таллине и целый ряд сооружений в других городах республики. Особые успехи связаны с развитием архитектуры сельских общественных зданий. Широкую известность получило возведенное в 1975 г. учебное здание Янедаского показательного совхоза-техникума, хорошо связанное с существующей застройкой и живописным природным окружением; умело решен торговый центр показательного совхоза-техникума имени Ю. А. Гагарина в Вийратси, столовая совхоза Ауд-ру, центральное здание колхоза «Линда» и др.

Центральное здание колхоза «Линда»* выстроено на берегу озера, на границе жилой зоны колхоза и живописной территории, предназначенной для отдыха. Основные рабочие помещения, вестибюль-фойе, комнаты для приезжих и библиотека обращены в сторону озера.

* За проектирование центра колхоза «Линда» Государственная премия Эстонской ССР 1975 г. присуждена архитектору Т. Рейну, инженеру Я. Порту.

 

В силуэте здания выделяются два объема — библиотека с гостевыми комнатами и солярием, с одной стороны, универсальный зал — с другой. Здесь можно проводить совещания, концерты, спортивные соревнования, вести клубную работу, демонстрировать фильмы.

К тем немногим республикам, где сельское население преобладает, относится Молдавия, чем определяется и повышенный объем общественного строительства на селе. Села в Молдавии крупные, а потому и значительны создаваемые в них общественные комплексы и отдельные постройки. Сельская архитектура республики сильна традициями, которые находят современное прочтение в многочисленных новостройках. Так, активно формируется общественный центр центральной усадьбы совхоза-завода «Романешты» Страшенского района, масштаб и характер которого задан общественным административным зданием, врезанным в склон косогора. Преобладание протяженных линий в объемно-пространственной композиции сооружения гармонирует с открытостью окружающего ландшафта. Интересное административное здание построено в развивающемся общественном центре центрального поселка Виноградовка совхоза-завода «Чумай». Квадратное в плане, с внутренним двориком, в который обращены увитые виноградом галереи, административное здание расположилось на самой возвышенной площадке центра, положив начало формированию его ансамбля. Своеобразна застройка общественных центров также в поселках Кожушна, Светлый, Цауль, Ларга. Так, в Цауле общественный центр формируется в структуре бульвара, где сосредоточились все значительные сооружения поселка — торговый центр, административное здание, техникум с общежитием; в центре Светлого доминирует комплекс техникума в соседстве с торговыми и административными зданиями, окруженными жилой застройкой.

Заметные успехи достигнуты в архитектуре крупных городских общественных сооружений, среди которых Дом правительства, зал многоцелевого назначения «Октомбрио», театр оперы и балета, центральный универмаг, автовокзал, Дворец пионеров, гостиницы «Кодры», «Интурист», цирк на 2 тыс.мест.