Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 5

Крупные общественные здания и ансамбли различного назначения построены во многих городских и сельских населенных местах Украины, в числе которых водолечебница в Евпатории, культурно-оздоровительный комплекс «Дружба» в Ялте, комплекс лагеря-пансионата «Чайка» в Алуште, музыкально-драматические театры в Сумах, Иваново-Франковске и Симферополе, комплекс Львовского политехнического института, административное здание в Запорожье, мемориальный музей Николая Островского в Шепетовке, музей в Днепропетровске, мемориальный комплекс «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.» в Киеве, комплекс ландшафтного парка имени 50-летия Октября в Черкассах, общественные центры в селах Петровка в Крыму и Заря на Ровенщине и многие другие.

Создание общественного центра села Петровки* явилось частью важнейшей программы по преобразованию и экспериментально-показательному строительству колхозных сел и совхозных поселков на Украине.

* За проектирование и строительство общественного центра села Петровки премия Совета Министров СССР 1980 г. присуждена большой группе проектировщиков и строителей.

 

Построенный в 1979 г., он состоит из административно-торгового блока, широкоформатного кинотеатра на 640 мест, библиотеки с музыкальной школой и театрально-концертного зала на 800 мест с помещениями для кружковой работы. Разнообразные по объемно-пространственному решению здания центра образуют выразительную архитектурно-пространственную композицию, отличающуюся единством художественных и конструктивных приемов, функциональной целесообразностью.

Большим творческим экспериментом стало проектирование и строительство Международного пионерского лагеря «Новый Артек» имени В. И. Ленина в Крыму, рассчитанного на 6 тыс. одновременно отдыхающих детей. При создании Нового Артека основная задача заключалась в разработке метода, позволяющего найти пути к органичному взаимодействию архитектурного творчества и стандартного строительства, что привело к методу открытой системы стандартизации, впервые примененному в нашей стране. На основе нескольких типов индустриальных строительных изделий были созданы разнообразные сооружения, сложившиеся в живописный выразительный ансамбль, прекрасно вписанный в сложный рельеф местности. Легкие, сдержанно-изящ-ные формы стали основой запоминающегося образа столицы советской пионерии.

Вдоль берега Черного моря раскинулось шесть пионерских и молодежных лагерей, образующих ансамбль Нового Артека,— «Морской», «Прибрежный»*, «Горный», «Воздушный», «Скальный» и «Кипарисный». Композиция каждого лагеря построена на расчленении комплексов на отдельные здания в соответствии с их назначением. Помимо спальных корпусов, здесь сооружены приемный и медицинский корпуса, библиотеки, спортивные и костровые площадки, места для сборов, беседки. Жизнерадостный образ южной детской здравнице создают открытые галереи и лестницы корпусов, легкие навесы, ажурные ограждения и солнцезащитные устройства, покрытые цветными плитками плоские кровли, использованные в архитектуре средства монумен-тально-декоративного искусства и, конечно же, окружение прекрасной природы Южного берега Крыма. Две типизированные объемно-планировочные единицы, состоящие всего из шести стандартных железобетонных деталей, дали возможность построить в Артеке более ста различных зданий. Результаты эксперимента позволили широко использовать полученный опыт при создании здравниц Крыма — санаториев в Ялте, Сосновой роще, Мисхоре и Гурзуфе, пионерских лагерей в Одессе, Алуште и др.

Множество интересных в архитектурном отношении общественных зданий различного типа и назначения строится в Белоруссии. Это здания филармонии, театра музыкальной комедии, Дворцов культуры тракторного завода, камвольного комбината, железнодорожников, торгово-общественный центр на улице Толбухина, Центральный крытый рынок, Дворец спорта в Минске, общественно-торговый центр в Бресте, Дворец культуры химиков и административное здание в Могилеве и др. Широко известны достижения белорусских архитекторов в строительстве общественных зданий на селе, среди удачных примеров общественный центр поселков Вертилишки, Малеч, Дом культуры в поселке Сорочи и т. д.

Жестокие раны республике нанесла война. Памятью о невосполнимых утратах, о героизме, стойкости и мужестве народа, о его победе в этой великой битве служат многочисленные мемориальные комплексы и сооружения, воздвигнутые в Белоруссии, в числе которых мемориальный комплекс с памятником-музеем в поселке Ленино, курган Славы под Минском, мемориальные комплексы «Хатынь» и «Брестская крепость».

Хатынский мемориал** — это символ немеркнущей памяти о невосполнимых жертвах, это страшное обвинение фашизму. Он создан на месте бывшего села Хатынь, сожженного фашистами дотла. Словно печные трубы, уцелевшие после пожара, встали 26 железобетонных памятных обелисков. И в каждом из них — колокол. Печальный, тревожный и призывный колокольный перезвон оплакивает погибших белорусов, украинцев, русских, представителей всех наций и народностей, взывает к памяти живущих.

* За архитектуру пионерского лагеря «Прибрежный», входящего в состав Нового Артека, авторам проекта во главе с профессором А. Полянским присуждена Государственная премия СССР 1967 г.
** За создание мемориального ансамбля «Хатынь» Ленинской премии удостоены архитекторы Ю, Градов, В. Занкович, Л. Левин; скульптор С. Селиханов.

 

Композиционным центром мемориала является бронзовая скульптура «Непокоренный человек». В мемориал входит «кладбище белорусских деревень», а рядом с ним—символическое «Дерево жизни» с перечнем еще 433 белорусских деревень, переживших трагедию Хатыни. Скорбная «Стена памяти» перечисляет названия 66 наиболее крупных фашистских концлагерей. Венчают мемориальный ансамбль Вечный огонь и три березы — символы жизни.

Свои кровоточащие раны война оставила на территории многих республик страны. Неподалеку от Риги, близ станции Саласпилс, на месте бывшего концентрационного лагеря, также сооружен мемориальный ансамбль*.

За последние 20—25 лет в Латвии возведено немало интересных общественных зданий и сооружений в городах и сельских населенных местах. В их числе ряд крупных торговых зданий в Риге, Майори, Валмиере, Талсы. Железнодорожный вокзал и почтамт, морской пассажирский вокзал, автовокзал, комплекс общественных зданий на площади Республикас, Дворец спорта, здание ЦК КП Латвии, больница «Гайльэзерс», родильный дом на улице Миера — в Риге, концертный зал в Дзинтари, спальный корпус санатория «Рижское взморье» в Юрмале, комплекс центральной районной больницы в Валмиере, общественные центры в поселках совхозов имени В. И. Ленина Рижского района, имени XXV съезда КПСС Екабпилского района, имени 50-летия СССР Баусского района, колхоза «Накотне» Елгавского района и др.

На высоком архитектурном уровне осуществлен комплекс Валмиерской районной больницы** — крупного многопрофильного лечебно-диагностического центра.

* За создание мемориального ансамбля в Саласпилсе Ленинской премии удостоены архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный, О. Остенбергс, И. Страутманис; скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.
** За архитектуру комплекса больницы премия Совета Министров Латвийской ССР 1976 г. присуждена архитектору С. Брейере и др.