Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 4

Рядом со стадионом находится самый большой в стране плавательный бассейн, в котором впервые в практике олимпийских соревнований ванны и трибуны прыжкового и плавательного бассейнов обеспечивали одновременное проведение соревнований по обоим видам водного спорта. Под единой конструкцией покрытия в виде двух наклонных 120-метровых арок размещены ванны для плавания (50x25 м), прыжков в воду и водного поло (33x25 м), а параллельно им устроены двухъярусные трибуны для зрителей, постоянные — нижние и временные — верхние. В зоне плавательного бассейна может разместиться до 8,5 тыс. зрителей, а в прыжковом секторе — около 5,8 тыс. Своеобразие архитектурного облика здания бассейнов связано с оригинальностью конструктивного решения его висячего покрытия необычной седловидной формы, придавшей внешнему облику сооружения напряженные криволинейные очертания и композиционную остроту.

Особую парадность всему комплексу «Олимпийский» придает светлый колорит облицовки его зданий из белого крымского известняка с вкраплением золотистого анодированного алюминия. Криволинейные очертания стадиона и бассейна создают многообразие светотеневых эффектов, контрастов и нюансов на их фасадах, придавая архитектуре живой, динамичный характер. Гигантская чаша покрытия словно парит над объемом стадиона и, обрамленная широкой лентой золотистого алюминия, вызывает ассоциации с традиционной чашей олимпийского огня. Контрастно противопоставленные друг другу, крытый стадион и здание бассейнов вместе с тем пластически дополняют друг друга, создавая единый архитектурный ансамбль в важном градостроительном узле столицы.

Немало выдающихся общественных зданий, сооружений и ансамблей появилось за последнюю четверть века во многих городах и селах РСФСР. Только в Ленинграде были построены такие уникальные по архитектуре сооружения, как здания аэровокзала аэропорта «Пулково» (1973 г.), морского вокзала (1983 г.), гостиниц «Ленинград» (1970 г.) и «Прибалтийская» (1980 г.), памятник Победы (1978 г.) и др. Интересные театральные здания вошли в застройку центров Тулы (1970 г.), Владивостока (1974 г.), Красноярска (1978 г.), Кызыла (1979 г.), Свердловска (1979 г.), Челябинска (1983 г.), Улан-Удэ (1984 г.). На высоком берегу реки Туры в Тюмени выросло прекрасное здание Дома техники нефтяников (1978 г.), современные Дворцы пионеров появились в Кирове (1977 г.), Челябинске (1978 г.) и Волгограде (1981 г.), монументальные административные здания — в Горьком (1981 г.), Махачкале (1981 г.), Владивостоке (1983 г.), Туле (1983 г.), Новосибирске (1982 г.), Ярославле (1982 г.), автовокзал в Ростове-на-Дону (1978 г.), комплекс туристско-спортивной гостиницы «Домбай» в Ставропольском крае (1972 г.), Главный туристский комплекс в Суздале (1978 г.), стадион в Красноярске (1967 г.), мемориальные комплексы в Волгограде (1967 г.), Великих Луках (1971 г.), Новороссийске (1980 г.). Большие сдвиги произошли в архитектуре общественных зданий и комплексов на селе, где появились такие ансамбли, как торговый центр в селе Генеральском Саратовской области, общественный центр в совхозе «Верхнетроицкий» Калининской области, новый тип сельского общественного центра отдыха и спорта в совхозе «Верхнепыш-минский» Свердловской области и многие другие.

Сельский общественный центр отдыха и спорта совхоза «Верхнепышмин-ский» предназначен для организации разнообразных форм отдыха с учетом специфики жизни сельских жителей. Благодаря использованию большепролетных конструкций перекрытия, здание центра представляет собой единый объем с просторным внутренним пространством, все части которого зрительно взаимосвязаны, что облегчает посетителю свободный выбор вида занятия: то ли это спортивные игры на площадке, то ли плавание в бассейне, а может быть, это просмотр фильма в амфитеатре, танцы, отдых в зеленой зоне; дети с родителями могут собраться у детской игровой площадки в центре комплекса. Круглогодично действующий сельский общественный центр отдыха и спорта способствует развитию и закреплению социальных контактов, возрождению старых и появлению новых традиций общения жителей современного села*.

В дни столетней годовщины со дня рождения В. И. Ленина состоялось открытие Ленинского мемориала ** в Ульяновске, ставшего центром ансамбля зданий, построенных на родине Ильича. Центральный объем мемориала сочетает функции монумента гениальному вождю мирового пролетариата, создателю Коммунистической партии, первого в мире социалистического государства и современного общественного сооружения.

* За проектирование и строительство нового типа сельского общественного центра отдыха и спорта совхоза «Верхнепышминский» большой коллектив специалистов удостоен премии Совета Министров СССР 1985 г., в том числе архитекторы А. Коротковский, Г. Дубровин, А. Овечкин.
** За архитектуру Ленинского мемориала в Ульяновске Ленинская премия присуждена архитекторам Б. Мезенцеву, М. Константинову, Г. Исаковичу.

 

Здание мемориала включает в свой состав Ленинский зал и музейную экспозицию, Дом политического просвещения, универсальный зал на 1400 мест и лекционный зал на 500 мест. Все это размещено в огромном объеме квадратного в плане сооружения со сторонами 108 м, приподнятого на легких пилонах и как бы парящего над землей. Во внутреннем дворике мемориала стоят флигель, в котором родился В. И. Ленин, и дом, где прошли первые годы его жизни. Обрамление торжественно-строгой современной монументальной постройкой подчеркивает неоценимую историческую значимость этих внешне простых архитектурных реликвий.

Строгая монументальная форма центрального здания мемориала композиционно организует весь окружающий ансамбль центра Ульяновска, включающий в себя 23-этажную гостиницу «Венец», Дом пионеров, Педагогический институт имени И. Н. Ульянова и другие постройки. От здания мемориала идет торжественная эспланада, связывающая его с площадью Ленина, на которой находятся административные здания областных и городских партийных и советских органов и поставлен памятник В. И. Ленину. Неотъемлемой частью идейно-эмоционального содержания мемориала является величественная панорама волжских просторов, открывающаяся с высокого берега реки.

Мемориальные объекты, связанные с именем В. И. Ленина, стали важными градоформирующими элементами застройки городских центров в ряде столиц союзных республик. Светлое монументальное здание филиала Центрального музея В. И. Ленина украсило Киев; оригинальное, решенное с использованием традиционных национальных форм здание филиала Центрального музея В. И. Ленина стало как бы символом нового Ташкента.