Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 3

В архитектуре Дворца пионеров не подчеркнут его главный фасад, и, отступив в глубь огромного озелененного участка, здание непринужденно и приветливо обращено во все стороны окружающего пространства. Невысокий, состоящий из шести обособленных объемов, связанных лишь прозрачным двухэтажным корпусом-галереей, комплекс Дворца, свободно расположенный на живописной территории, подчеркнуто доступен, сомасштабен миру детства.

Центр композиции комплекса образуют здание Дворца и площадь парадов, где на пересечении двух аллей размещена площадка пионерского костра. Рядом находится спортивная зона, в которую ведут широкие лестницы, а трибуны врезаны в склон, и с них открывается вид на поле стадиона.

Интересно выполнены интерьеры помещений Дворца, где можно увидеть ажурные лестницы с прозрачными подступеньками, световые купола, декоративные бассейны и зимний сад, широко привлечены средства изобразительного искусства. Прежде не было примеров синтеза архитектуры и изобразительного искусства в таком значительном масштабе. Образ здания создается единством монументальной живописи, скульптуры и архитектуры.

И в последующие годы в Москве было построено множество значительных общественных зданий, сыгравших важную роль в становлении их новых, современных типов. Это такие сооружения, как кинотеатр «Россия» (1961 г.), по образцу которого была создана целая серия кинотеатров в Москве и других крупных городах страны, универмаг «Москва» (1961 г.), 27-этажная стеклянная призма здания института Гидропроект (1969 г.), комплекс общественных сооружений проспекта Калинина (1963—1968 гг.), Общесоюзный телевизионный центр в Останкине (1964—1969 гг.), цирк на проспекте Вернадского (1971 г.), новые здания МХАТа на Тверском бульваре (1973 г.), Театра на Таганке (1974—1981 гг.), Детского музыкального театра (1979 г.), Уголка имени В. J1. Дурова (1980 г.), Дворец культуры автозавода имени Ленинского комсомола (1973—1977 гг.), гостиницы «Россия» (1964—1968 гг.) и «Космос» (1976—1979 гг.), гостиничный комплекс «Измайлово» (1980 г.), Центральный Дом туриста (1980 г.), Центр международной торговли (1977—1981 гг.), Институт научной информации по общественным наукам АН СССР (1964—1976 гг.), здания ТАСС (1977 г.) и агентства печати «Новости» (1977—1980 гг.), Всесоюзный научно-исследовательский онкологический центр (1972—1979 гг.), футбольно-легкоатлетический манеж ЦСКА (1976—1979 гг.), велотрек (1976— 1979 гг.) и гребной канал в Крылатском, здание Совета Министров РСФСР (1981 г.) и многие другие.

Среди московских новостроек 60—80-х годов имеются и такие, которые стали первыми не только в столице, не только в нашей стране, но и в мировой практике. Примером здесь является единственный в СССР Детский музыкальный театр*, построенный в протянувшейся вдоль проспекта Вернадского зеленой зоне по соседству с Дворцом пионеров и школьников, с одной стороны, и цирком, с другой, дополнив и обогатив тем самым своеобразный детский культурный центр, сложившийся в этой части Москвы. Уже при подходе к зданию архитектура Детского музыкального театра вводит в волшебный мир музыки и театра. Насыщенное живописной пластикой архитектурных и скульптурных форм, увенчанное «синей птицей счастья», многоцветное и сказочное в интерьерах, здание театра создает праздничное настроение, созвучное сказке, народным ярмарочным зрелищам. Кульминацией этой театрализованности является само сценическое действие, происходящее в двух залах на 1200 и 320 мест, также решенных необычно, где сцена как бы охватывает амфитеатр и открывает возможность для разнообразнейших форм контакта между актерами и зрителями.

* За архитектуру Детского музыкального театра Государственная премия 1982 г. присуждена архитекторам В. Красильникову, А. Великанову и др.

 

Особое место в архитектуре столицы заняли сооружения, возведенные для проведения XXII Олимпийских игр 1980 г. Они создавались с таким расчетом, чтобы по окончании игр могли быть максимально использованы в жизни города, чем определилось их рассредоточенное размещение в формирующихся центрах планировочных зон Москвы. В итоге возникло шесть олимпийских спортивных центров, главный из которых базировался на комплексе сооружений Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках на юго-западе столицы с модернизированными к началу Олимпиады большой спортивной ареной на 102 тыс. человек, перекрытой малой спортивной ареной, бассейном, построенным универсальным спортивно-демонстрационным залом «Дружба».

В северной планировочной зоне на проспекте Мира образовался второй важнейший спортивный центр на базе построенного спортивного комплекса «Олимпийский». В районе Крылатского на западе Москвы был сформирован третий олимпийский центр с сооружениями гребного канала, трибуны которого были увеличены до 20 тыс. мест, уникального велотрека и специальной велодорогой для шоссейных гонок и стадионом для стрельбы из лука. На основе модернизированного и подвергшегося реконструкции старейшего в Москве Центрального стадиона «Динамо» и близлежащих спортивных сооружений в районе Ленинградского проспекта был создан четвертый олимпийский центр в северозападной планировочной зоне Москвы, а в северо-восточной, на территории Центрального института физической культуры в Измайлове — пятый олимпийский центр с универсальным залом на 5 тыс. мест и реконструированным стадионом на 26 тыс. зрителей. Наконец, уже в существовавших спортивных сооружениях Сокольников — к западу от Измайлова — во Дворце спорта на 8 тыс. зрителей, легкоатлетическом и футбольном манежах и т. д. стал функционировать шестой спортивный центр Московской Олимпиады. Весь обширный комплекс олимпийских спортивных центров Москвы дополняла также конноспортивная база в Битцевском лесопарке. В обслуживание Олимпиады были вовлечены главный пресс-центр на Зубовском бульваре, Олимпийская деревня на Мичуринском проспекте, новые гостиницы столицы и т. д.

Крупнейшим сооружением для проведения соревнований 0лимпиады-80 стал построенный в 1977—1980 гг. спортивный комплекс «Олимпийский»* с самым большим в Европе крытым стадионом и плавательным бассейном, решенным в виде двух овальных в плане сооружений, объединенных в нижней части грандиозным стилобатом и приподнятой над землей на 7—9 м площади— подиума.

* За архитектуру спортивного комплекса «Олимпийский» в Москве Ленинская премия 1982 г. присуждена архитекторам Л. Аранаускасу, Б. Тхору; инженерам Г. Каминскому, Ю. Львовскому.

 

Раскрываясь перед взором в различных сочетаниях и смене ракурсов, спорткомплекс воспринимается как выразительный и запоминающийся архитектурный ансамбль. Основу всего сооружения составляет зал с уникальной ареной, оборудованной устройством для намораживания льда и раздвижной акустической перегородкой, разделяющей зал по оси на два изолированных зала вместимостью 16— 18 тыс. чел. и общей вместимостью трибун 35 тыс. чел. (во время соревнований по футболу), которую можно довести до 45 тыс. Арена стадиона с полем 126x90 м используется для конькобежных соревнований, хоккея с мячом и шайбой, массового катания на коньках, проведения соревнований по футболу, регби, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, гимнастике и т. д., для массовых праздников, спектаклей, фестивалей, концертов, конгрессов, митингов — почти для 30 видов спортивно-зрелищных и общественных мероприятий. Объем сооружения стадиона перекрыт гигантской пространственной большепролетной конструкцией, эллиптической по очертанию, размером 224x183 м. В интерьере мембрана окрашена в темно-синий цвет, что в сочетании с белым цветом стен и подвесного потолка над ареной в золотистой гамме анодированного алюминия и кресел создает мажорное настроение.