Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 2

В сельской местности школьная сеть строится ступенями и слагается из типов здания начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школ. Процесс укрупнения школьных зданий охватил и сельскую местность, где постоянно растет сеть средних общеобразовательных школ, сокращаются малокомплектные начальные и уже сегодня имеются школы на 30 классов. Например, в поселке «Восход» совхоза «Россия» Крымской области — школа на 784 человека со спальным корпусом, средняя школа на 624 учащихся с интернатом на 120 мест — в поселке Верхняя Троица Калининской области, крупные средние школы на 960—1176 учащихся, рассчитанные на школьников из нескольких населенных мест,— в поселках учебного хозяйства «Михайловское» и совхоза «Московский» в Подмосковье, Талимарджан Узбекской ССР, Шабо колхоза имени Ленина Одесской области, в станице Копан-ской Краснодарского края и др. Складываются условия для перехода к двух-звенному построению школьной сети, состоящей из начальных и средних школ без промежуточного звена — школ-восьмилеток.

Дальнейшее развитие архитектуры школьных зданий происходит по пути реализации постановлений ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (апрель, 1984 г.) и «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (апрель, 1984 г.).

В принятых постановлениях определены конкретные пути реформы общеобразовательной школы, улучшения трудового воспитания и обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда, улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Все это служит объективной предпосылкой перехода на новый, более высокий уровень развития архитектуры школьных зданий, которые должны стать центрами политехнического трудового, физического и эстетического обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие архитектуры школьных зданий в 60—80-е годы иллюстрирует процесс совершенствования всей сферы массового культурно-бытового строительства в городах и селах страны, для которого свойствен окончательный переход на индустриальную основу, типовое проектирование, унификацию планировочных решений, стандартизацию строительных конструкций и одновременно стремление к высокому качеству архитектурных решений, к поиску художественного своеобразия архитектуры общественных зданий.

Уникальные здания представляют собой своеобразные вершины среди основной массы общественных зданий и сооружений. В большинстве своем уникальными являются здания театров, киноконцертных залов, цирков, стадионов-ги-гантов, крупных торговых центров, мощных специализированных медицинских центров и т. д. Свое особое положение уникальные здания, как правило, подтверждают высоким уровнем собственной архитектуры.

В наше время, когда выравнялось экономическое, социальное и культурное развитие наций и народностей, когда исчезло понятие развитого центра и отсталых окраин, большие успехи в архитектуре достигнуты во всех советских республиках, в том числе и в строительстве уникальных общественных зданий.

В силу своего, как правило, главенствующего положения в застройке городских и сельских населенных мест, ведущей роли в формировании архитектурных ансамблей они обладают повышенным эстетическим потенциалом и идейно-воспитательным значением, придавая наиболее яркие, характерные, запоминающиеся черты облику городов и сел.

Качественные изменения, произошедшие в советской архитектуре с конца 50-х годов, с наибольшей силой проявили себя в архитектуре крупных общественных зданий, где особенно отчетливо был виден переход от заимствования приемов и форм исторического архитектурного наследия к решению функциональных экономических и эстетических задач на основе современной строительной техники.

С первых лет существования Советского государства Москва играла ведущую роль в становлении социалистической архитектуры, являлась центром развития новых тенденций. И в наши дни столица страны по-прежнему остается лидером в творческих достижениях и архитектурных новациях, средоточием наибольшего числа уникальных зданий и сооружений всесоюзного значения.

Первым большим шагом в формировании современных стилевых черт советской архитектуры стало проектирование и строительство Кремлевского Дворца съездов, ставшего эталоном крупного общественного здания, синтезировавшим основные композиционные приемы архитектурного творчества, выкристаллизовавшиеся к концу 50-х годов. Открытие Дворца состоялось в день начала работы в нем XXII съезда КПСС— 17 октября 1961 г.

Кремлевский Дворец съездов * отличается широким многоцелевым назначением и используется для проведения съездов, совещаний, международных конгрессов, митингов, народных праздников, праздничных приемов, а также является театральным зданием широкого профиля, в котором созданы условия для оперных и балетных спектаклей, массовых и сольных концертов и демонстрации фильмов.

* За архитектуру Дворца съездов присуждена в 1962 г. Ленинская премия архитекторам М. Посохину, А. Мндоянцу, Е. Стамо, П. Штеллеру; инженерам Г. Львову, А. Кондратьеву; строителю И. Кочеткову.

 

Сложность проектирования и строительства Дворца съездов обусловливалась необходимостью органично вписать крупное современное сооружение в исторически сложившийся ансамбль Кремля. И это грандиозное новое сооружение вошло в древнее окружение, с одной стороны, подчинив свои габариты масштабу соседствующих памятников зодчества, а с другой — резко контрастируя с ними новизной архитектурных форм. О грандиозности Дворца говорят такие факты, как 6-тысячная вместимость зала заседаний и величина расположенного над ним банкетного зала на 4,5 тыс. человек, наличие более 80 помещений, обширных фойе, кулуаров, гардеробов, заглубленность на 15 м от уровня земли и многое другое.

Строгая геометричность объема и фасадов Дворца с ритмом беломраморных пилонов и полированными стеклянными витражами между ними на всю высоту с отражающимися в них стенами и главами кремлевских соборов создают впечатляющий контраст с группой древнерусских памятников зодчества. Ясный, спокойный ритмический ряд пилонов перекликается с ритмическими построениями исторического окружения и придает монументальность всему облику Дворца.

Обширное остекление фасадов придает открытость внутреннему пространству Дворца, создает его связь с внешним окружением. Такое же открытое, взаимосвязанное построение получили и интерьеры Дворца, где возникли просторные многоплановые, «переливающиеся», развитые по вертикали, пространства фойе, кулуаров, вестибюлей. Впечатляюще решен интерьер зала заседаний, имеющего размеры в плане 56X58 м при высоте 19 м. Над объединенными в единое целое громадными партером и амфитеатром расположен балкон; со всех мест обеспечена прекрасная видимость. Форма зала, отделка поверхностей его стен, потолка, продуманный подбор мебели обеспечили его высокие акустические качества. Четкие, крупные, выразительные и динамичные членения поверхностей стен, плафона, балконов и портала сцены создают целостный композиционно богатый, но строгий интерьер главного зала страны. Архитектура Кремлевского Дворца съездов оказала большое влияние на становление и развитие современной стилевой направленности советской архитектуры, прежде всего в области крупных общественных зданий.

Почти одновременно с Дворцом съездов в Москве было построено еще одно значительное сооружение, в архитектуре которого проявил себя другой, получивший в дальнейшем многочисленные вариации, принцип архитектурного построения крупного общественного здания. Этот принцип был реализован в архитектуре Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах* и заключался в намеренном отказе от нарочитой монументальности в пользу живописной, расчлененной, связанной с природным окружением объемно-планировоч-ной композиции здания.

* Архитекторы Е. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян; инженер Ю. Ионов. Государственная премия РСФСР, 1959—1962 гг.