Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Архитектура современных общественных зданий исключительно многолика, так как бесконечно разнообразна и пестра сфера личных и общественных интересов в вопросах быта, культурных предпочтений, выбора форм отдыха. Детские дошкольные учреждения и школы, клубы и кинотеатры, театры, концертные залы и цирки, спортивные залы, бассейны и стадионы, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и торговли, гаражи, вокзалы и метрополитен, санатории, дома отдыха и пансионаты и т. д.— таков типологический спектр современной архитектуры общественных зданий.

Общественные здания и сооружения находятся в тесной взаимосвязи с жилыми и производственными, входя составными элементами в застройку жилых районов, микрорайонов, промышленных комплексов и зон. Главенствующую роль играют они в формировании эстетически выразительного и своеобразного облика городских и сельских населенных мест. От массовых, многократно тиражируемых до уникальных зданий, от отдельных построек до крупных градостроительных комплексов, от небольших по размерам произведений зодчества до монументальных архитектурных ансамблей — вот творческий диапазон развития архитектуры общественных зданий.

Основной объем общественных зданий, его главное ядро составляют массовые типы зданий и сооружений, обслуживающие повседневные потребности населения. Например, к середине 80-х годов у нас в стране работало 141 тыс. общеобразовательных школ, где обучалось около 45 млн. школьников, имелось 134 тыс. массовых библиотек, 138 тыс. клубных учреждений, 76 тыс. спортивных залов, 3660 стадионов, 2730 бассейнов, почти 15 тыс. санаториев и учреждений отдыха на 2,35 млн. мест и т. д.

Современный этап развития советской архитектуры общественных зданий характеризуется растущим многообразием всех типов зданий по их объемно-планировочной организации, пластическому и цветовому решению фасадов, конструктивной основе. Комплексность строительства проявляет себя на современном этапе развития советского зодчества не только в параллельном возведении жилых и сопутствующих им общественных зданий повседневного обслуживания населения, но уже и в формировании единой, общей для жилищно-гражданского строительства конструктивно-строительной основы зданий в сочетании с целостным композиционно-художественным решением архитектурного ансамбля.

Первые комплексные серии типовых проектов для массового жилищного строительства, включавшие в свой состав вместе с жилыми домами такие общественные здания, как детские сады-ясли, школу, общественные центры микрорайона, были созданы еще в начале 60-х годов. Однако небольшие, в основном двухэтажные здания были недостаточно удобны и экономичны, их применение приводило к рассредоточенности учреждений обслуживания по периферии микрорайонов, что вызвало необходимость укрупнения и кооперации. Так, в застройке микрорайонов вместо нескольких небольших школьных зданий, как было на первых порах, стало возводиться одно-два и более крупных, увеличилась вместимость дошкольных учреждений и т. д. Создание крупных культурно-бытовых учреждений способствовало повышению экономичности в строительстве и эксплуатации зданий, улучшению обслуживания населения за счет современной техники и прогрессивных форм обслуживания, которые легче внедрить в крупном учреждении. Архитектурно-композиционное решение зданий и застройка жилых микрорайонов стали более разнообразными. Примерами удачной реализации системы общественного обслуживания, размещения отдельных объектов и учреждений и выразительности их архитектуры могут быть многие районы массовой жилой застройки в Москве, Ленинграде, Киеве, Вильнюсе, Минске, Тольятти, Навои, Шевченко, Зеленограде и других городах.

К числу наиболее распространенных типов массовых общественных зданий относятся школы, которые рассматриваются как центр учебной и воспитательной работы с молодежью в жилом микрорайоне.

В начальный период разработки типовых проектов школьных зданий предусматривалась, по существу, одна группа помещений. С переходом в 50-х годах к обязательному неполному среднему образованию были дополнительно включены группы помещений для занятий спортом и др. В начале 60-х годов произошло дальнейшее расширение состава помещений за счет создания специализированных учебных кабинетов (вместо классов) для учащихся старшего возраста, увеличения количества лабораторий по естественным наукам и габаритов гимнастических залов, улучшения состава учебных мастерских и включения в структуру помещений актовых залов и столовых.

В связи с последующим переходом ко всеобщему среднему образованию и организации в школах групп продленного дня для части учащихся были сформированы все основные функциональные группы помещений школы. В структуру школы были введены специальные помещения для организации продленного дня и образован минимальный учебный центр — кабинет технических средств обучения, технический центр, библиотека.

В 60-е годы наиболее типичными были здания школ для сельской местности на 8, 12, 16, а для городов на 24 и 32 классных помещения, с секционным принципом планировки учебных корпусов. Учебные секции состояли, как правило, из четырех классов, обширной зальной рекреации и предназначались для объединения учащихся по возрастным категориям. По сравнению с предшествующим периодом высота школьных зданий была понижена с пяти до трех этажей, возросла площадь школьных участков. Типовые проекты предусматривали строительство школ как из местных материалов (кирпича), так и из полносборных железобетонных конструкций. Стал складываться архитектурно-художествен-ный образ современной школы.

Наиболее интересные результаты в эти годы были получены в строительстве экспериментальных школьных зданий каркасно-панельной конструкции на 1600 учащихся в Киеве (Дарница), на 2052 учащихся в Москве и на 1320 учащихся в подмосковном поселке Черноголовка. Так, объемно-планировочное решение здания школы в Черноголовке* имеет четкое деление по предметно-возрастным признакам и функциональному назначению помещений. В четырехэтажном учебном корпусе на каждом этаже расположено по две группы учебных секций, состоящих из четырех классов, с зальной рекреацией, а в корпусе общешкольных помещений, связанном с учебным, находятся гимнастический и актовый залы с общим фойе и выходом во внутренний дворик, школьные мастерские, обеденный зал с кухней и помещения интерната. Школа предназначена для углубленного изучения физико-химических наук и располагает лабораториями физики и химии, обсерваторией с вращающимся куполом и телескопом, оборудована новейшими техническими средствами обучения — радио, телевидением, магнитофонами и контрольно-обучающей техникой. Для групп продленного дня и учащихся в интернате устроены два больших зала и несколько кружковых комнат. Фасады и интерьеры школы украшают произведения монументально-декоративного искусства. Выразительные объемы и увенчанный башней обсерватории главный фасад делают здание школы архитектурным акцентом застройки микрорайона.

* За проектирование и строительство школы в Черноголовке премия Совета Министров СССР за 1971 г. присуждена архитекторам Л. Газерову, К. Френкелю, В. Степанову и др.

 

В 1962 г. было принято решение о строительстве в городах и крупных населенных пунктах школ вместимостью не менее 960 учащихся, с 1966 г. началось широкое применение школ на 1280—1320 мест, а в 1970 г. была введена в действие новая серия типовых проектов общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся вместимостью до 40 классов. Типовые проекты школьных зданий проектировали, как правило, с делением здания на блоки для младших, средних и старших классов.

Наряду с типовыми продолжали строиться и экспериментальные здания школ на 1600 мест в Воскресенске, Свердловске, Воронеже, Вильнюсе, Куйбышеве, на 2052 места в Донецке, на 2352 места в Тольятти, на 2600 мест в Ташкенте.

Школа в Тольятти* служит примером укрупненного школьного комплекса на 60 классов, разделенного на две автономные группы помещений для начальных и средних, старших классов. Группа помещений начальной школы включает 24 класса, гардероб с вестибюлем, универсальный зал, класс музыки и пения, учительскую и игротеки; в группе помещений для средних и старших классов также 24 класса и кабинеты географии, истории, литературы, иностранного языка, математики, черчения, лаборатории физики, химии, кабинеты домоводства и машиноведения, учебные мастерские, спортивный, актовый и универсальный залы, библиотека, учительская, вестибюль с гардеробом. Обеденный зал является связующим звеном между обеими группами школьных помещений. Подобная структура укрупненной школы или школы в школе позволила строить учебно-воспитательный процесс раздельно для начальной и средней, старшей школы с учетом их режима и организовать также раздельное зонирование на школьном участке.

* Архитекторы В. Степанов, К. Френкель, Л. Мирчевская.