Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ - Часть 2

Тщательно разработаны интерьеры всех помещений, и пространства цехов воспринимаются как крупные залы без перегородок и внутренних стен, с открытыми лестничными клетками и другими конструктивными элементами. Большое значение в организации интерьеров играет цветовое решение каждого из цехов и бытовых помещений. Травмоопасные элементы оборудования выделены сигнально-предупреждающей, а трубопроводы — опознавательной окраской. Для снижения ощущения тепла в прессовом, литейном и кузнечном цехах интерьеры выполнены в холодной цветовой гамме. Комплексное формирование производственной среды в светлых и красочных цехах в сочетании с благоустроенными бытовыми помещениями, оснащенными современным по форме и окраске оборудованием, способствует успешной трудовой деятельности.

Таким образом, прогрессивная градостроительная идея объединения предприятий в узлы и комплексы с общими инженерными и подсобными объектами стала господствующим направлением в промышленном строительстве. Опыт создания промышленных узлов выявил большие преимущества такой организации строительства и не только привел к экономии территории, сокращению протяженности автомобильных и железных дорог, уменьшению числа зданий и т. д., но и обеспечил более четкую планировочную структуру, которая может служить основой для создания архитектурных ансамблей группы промышленных предприятий, а также для их связи с жилыми районами.

Процессы укрупнения и кооперирования предприятия стали свойственны всем областям промышленной архитектуры. Так были построены крупные Закавказский, Череповецкий, Карагандинский металлургические заводы и Западно-Сибирский металлургический комбинат, реконструированы существующие, каждый из которых стал грандиозным металлургическим комплексом с двумя-тремя сотнями зданий и сооружений основного и вспомогательного производств, громадами доменных печей высотой до 70 м. Подобные архитектурные комплексы в значительной степени определяют формирование обширных окружающих территорий, облик и комфорт городской среды, природный ландшафт.

В числе наиболее весомых промышленных сооружений объекты энергетического строительства, в первую очередь гидроэлектростанции на крупных реках нашей страны. В 1972 г. была возведена крупнейшая в то время среди гидравлических электростанций мира, первенец Енисейского каскада — Красноярская гидроэлектростанция имени 50-летия СССР*.

* За строительство Красноярской ГЭС присуждена Ленинская премия в области науки и техники 1973 г. А. Бочкину, А. Белякову, С. Кузьминскому, Е. Лискуну, А. Романову, Н. Хлебникову, за архитектуру — Государственная премия РСФСР 1975 г. архитекторам А. Горицкому, Г. Никулину; инженерам Ю. Григорьеву, Л. Изъюрову и др.

 

Она построена выше города, там, где могучий Енисей сужается подступившими Дивными горами до 800 м и становится особенно стремительным. Красноярская ГЭС прежде всего выдающееся инженерное сооружение, при проектировании и строительстве которого были решены труднейшие задачи технологического характера, связанные с особенностями района строительства — большим перепадом уровня воды в районе станции и затененностью гранитных берегов. Соответствуя высоким техническим требованиям самой мощной станции в мире, Красноярская обладает и большим архитектурно-художественным своеобразием, создавая яркий образ грандиозного, противостоящего могучей стихии сооружения. Образовавшееся водохранилище протянулось вверх по реке на 400 км и достигает у плотины глубины 100 м. Весь архитектурный строй высокой, 124-метровой, протянувшейся на 1100 м бетонной массы гигантской плотины, расчлененной крупным ритмом наклонных пилонов водовозов, выражает гигантское напряжение противоборства человека и природы.

Производящие внушительное впечатление грандиозные размеры всех сооружений гидроузла смягчаются более привычным масштабом машинного зала, построенного в виде протяженного параллелепипеда с витражом из полированного цветного стекла на всю высоту фасада. Гармоничное применение цвета и хорошее естественное освещение делают интерьер машинного зала светлым и праздничным, а через витраж раскрывается прекрасная панорама Дивных гор.

В архитектуре станции умело применены крупноразмерные элементы сборного железобетона, которые не только играют инженерную роль, но и являются средством эстетического воздействия, что проявилось в решении мощной водосливной плотины, впервые выполненной из блоков высотой 9—12 м вместо применявшихся ранее трехметровых, в рациональном облике интерьера машинного зала, где высококачественно изготовленные сборные конструктивные элементы превратились в приметы интерьера.

Сооружение Красноярской ГЭС стало значительным, своеобразным, но, тем не менее, только одним из звеньев в широком гидроэнергетическом строительстве в стране, которое охватило реки европейской территории, Сибири, Дальнего Востока, горных районов Средней Азии и Закавказья.

Архитектура транспортных зданий и сооружений играет важную роль в развитии народного хозяйства, обеспечении необходимых условий перевозки больших масс населения и потока грузов на различные расстояния. Особое место в этой области зодчества занимает архитектура метрополитенов, получающих все более широкое развитие. К середине 80-х годов метрополитены функционировали или строились в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске, Куйбышеве, Днепропетровске, Свердловске.

На примерах строительства Волжского автомобильного завода, Красноярской ГЭС и других сооружений и комплексов нетрудно заметить, что в промышленной архитектуре все большее внимание начинает уделяться облику промышленных сооружений, которые постепенно становятся полноправными участниками формирования эстетически выразительной среды городских населенных мест.. Однако архитектурный облик многих предприятий черной и цветной металлургии, химической и других отраслей тяжелой промышленности все еще вызывает неудовлетворение, тем более что здания и сооружения в этих отраслях имеют крупные объемы высотой 40—70 м, характерный силуэт и воспринимаются со значительных расстояний. Вместе с тем отдельные примеры говорят о том, что и в данных отраслях промышленности пробивает себе дорогу эстетически осмысленное строительство производственных объектов. Так, комплекс кислородно-конверторного цеха № 2 с отделением непрерывной разливки стали на Западно-Сибирском металлургическом комбинате хорошо сочетается с крупными инженерными сооружениями, обладает выразительным силуэтом четких лаконичных объемов, несет цветовое решение стеновых ограждений из стального профилированного настила.

Архитектурной доминантой застройки проспекта Машерова в Минске стал благодаря его архитектурно-художественной выразительности вспомогательный корпус завода электрохолодильников, промышленный узел в Бресте также скомпонован как интересно задуманный ансамбль, ориентированный с одной стороны на жилую улицу, с другой — на автомагистраль.

В современной советской промышленной архитектуре создано немало объектов, в которых функционально-технологическая эффективность сочетается с художественной выразительностью.

Среди предприятий с высоким эстетическим уровнем архитектуры, построенных в последний период, можно назвать московские — завод «Хрома-трон», корпуса завода «Серп и молот», новый газетно-издательский комплекс «Правда», технический центр по обслуживанию автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе, ленинградские — новые корпуса завода имени Лепсе, предприятие «Петрозавод», термосварочный корпус объединения «Электросила», а также Бакинскую обувную фабрику, Бухарский текстильный комбинат, Ульяновский авиакомплекс, газетный комплекс издательства ЦК КП Грузии и др.

Благоустройство территорий, применение элементов монументально-декоративного искусства также играют важную роль в формировании архитек-турно-художественного облика промышленных предприятий. Своеобразными «заводами-садами» стали автозавод имени Лихачева, «Станколит» в Москве, тракторный завод и ГРЭС в Волгограде, заводы синтетического каучука в Воронеже и Москве, мясокомбинаты в Семипалатинске и Сочи, Первоураль-ский трубный завод и др.

Таким образом, современная советская промышленная архитектура развивается по восходящей линии, непрерывно укрупняя масштаб зданий, сооружений, комплексов и смыкаясь с решением задач на градостроительном и расселенческом уровнях; постоянно совершенствуя индустриальную основу строительства, позволяющую год за годом ускорять темпы и повышать экономическую эффективность строительного производства; неуклонно улучшая архитектурный облик промышленных предприятий и тем самым внося свою лепту в создание выразительной, художественно осмысленной городской среды.

* * *

Комплексный подход к решению вопросов сельскохозяйственного производственного строительства стал определяющим в современной производственной архитектуре советского села.

Первым шагом явилось сосредоточение на одной территории всех или большинства производственно-хозяйственных построек в виде укрупненной производственной зоны сельского населенного места, примеры чего известны еще с 30-х годов. Сейчас, в период массового развития агропромышленных комплексов, наблюдается отказ от механического соединения на одной территории относительно самостоятельных хозяйственных подразделений и создание единых производственных зон на основе интеграции.

Постройки и сооружения производственной зоны активно участвуют в панораме застройки села и часто становятся композиционными доминантами, как, например, в литовском колхозе «Жяльсвяле», где производственный центр представляет собой крупномасштабную выразительную пространственную композицию, ведущими элементами которой являются вертикали сенаж-ных башен, формирующие силуэт всего поселка.

Фасады большинства современных сельскохозяйственных производственных зданий просты, лаконичны и отражают индустриальную основу строительства из унифицированных сборных типовых элементов. Поэтому выразительность застройки территорий производственных зон достигается прежде всего путем умелого композиционного сочетания объемов протяженных и низких животноводческих, птицеводческих, овцеводческих и других построек с вертикалями водонапорных, силосных и сенажных башен, с крупными объемами комбикормовых заводов, кормосмесительных цехов и т. д. Например, молочная ферма Рахини совхоза «Тарту» Эстонской ССР застроена белыми одноэтажными животноводческими зданиями с блоками вертикалей сенажных башен кобальтового цвета; территория откормочного комплекса Тимашевского аграрно-промышленного объединения в Краснодарском крае застроена 24 одноэтажными животноводческими зданиями, архитектурным акцентом является высотный объем комбикормового завода, а архитектурно-пространственная композиция застройки Кузнецовского откормочного свиноводческого комплекса в Подмосковье основана на контрасте 19 одноэтажных производственных зданий и высоких сооружений комбикормового завода, смесительных цехов.

Производственное строительство на селе соседствует с жилой застройкой и общественными зданиями, непосредственно входит в природное окружение. Наиболее высокий уровень архитектурных решений достигается там, где производственная, жилая и общественная застройки села создаются в едином ансамбле, гармонично дополняя друг друга и обогащая естественный ландшафт.

Современная сельскохозяйственная производственная архитектура не идентична архитектуре промышленной, но определенные черты сходства уже налицо. Процесс постоянного укрупнения сельскохозяйственных предприятий, полный переход их строительства на индустриальную основу, наконец, усиливающаяся интеграция с промышленными предприятиями в составе аграрно-промышленных объединений решительным образом преобразили развитие сельскохозяйственной производственной архитектуры в сторону ее сближения с архитектурой промышленности. В этой тенденции находит отражение мощный социальный процесс сближения города и деревни, цель которого — устранение их противоположности.

* * *

Современная архитектура промышленной сферы постоянно совершенствуется и модернизируется в теснейшей взаимосвязи с развитием экономики страны. Характер промышленного строительства отражает задачи ускорения научно-технического прогресса, быстрейшего внедрения в практику всего передового и проявляет себя теперь не только в ставшем традиционным крупномасштабном новом строительстве, но и в широкой реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий.

Перспективы развития архитектуры производственной сферы связаны с реализацией Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны, осуществляемой во взаимосвязи с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР и Генеральной схемой расселения на территории СССР.