Карта сайта

ГОРОД И СЕЛО - Часть 3

В пределах Садового кольца фактически образована зона особого градостроительного режима с целью сохранения исторически сложившейся пространственной организации, исторических и культурных ценностей, накопленных в течение многовекового развития Москвы. Китай-город, Кропоткинская улица, Арбат, улицы Герцена и Воровского, Петровка и Кузнецкий мост, улицы Богдана Хмельницкого и Чернышевского, Заяузье и Замоскворечье объявлены заповедными зонами столицы, но не с целью консервации, а для выполнения современных функций без нарушения традиционно сложившегося облика застройки этих зон, хранящей память о прошлом.

Значительные мероприятия предусмотрены по развитию озеленения Москвы, уже являющейся одной из наиболее зеленых столиц в мире. Город окружают значительные лесные массивы, а внутри его пересекают как бы два сквозных зеленых диаметра через Ленинские горы к Лосиноостровскому лесопарку и от Серебряного бора к Коломенскому и Царицыну.

Генеральным планом предусматривалась застройка жилыми домами в основном в 9—16 этажей, но уже в 80-е годы пришлось повысить исходную этажность домов до 16—17 этажей. Они составили половину всего объема городского жилищного строительства, четвертую часть его — дома в 12—14, пятую — в 22—25 этажей. Новые жилые массивы в соответствии с Генеральным планом возникли на обширных периферийных территориях Москвы в Чертанове и Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняках-Владычине, Ивановском, затем в Северном Чертанове, Ясеневе, Никольском, Строгине, Марьине, Крылатском.

В числе важнейших задач реализации идей Генерального плана столицы стоит задача формирования силуэта центра Москвы, исстари отличавшегося своей живописностью, но частично утратившего прежний облик из-за недостаточного регулирования высоты и характера строившихся в 60-е годы зданий в пределах центральной зоны.

К сожалению, идеи Генплана Москвы, утвержденного в 1971 г., нередко нарушались в реальной практике последующих лет, что отрицательно сказалось на архитектурном облике города. Так, практически все министерства и ведомства превысили установленные расчетом лимиты численности кадров путем привлечения иногородних рабочих и служащих, что привело к увеличению производственных площадей, размещению дополнительных общежитий, жилого фонда и учреждений обслуживания, не предусмотренных Генеральным планом. Из непрофильных для столицы 356 предприятий было выведено из Москвы менее трети. Бедой городского строительства продолжала оставаться некомплексность застройки, при которой основные усилия направлялись прежде всего на ввод в эксплуатацию жилой площади, тогда как объекты торговли и коммунального обслуживания оказывались на втором плане. Тенденция высотного строительства стала ведущей, и здания в 17 этажей и выше составили в последние годы около 70% объема строительства, что явилось одной из причин однообразия силуэта застройки.

Расчленение центра города на 13 административных районов тормозило проведение единой градостроительной политики по сохранению в центре Москвы ее своеобразного, веками складывавшегося облика. Неповторимость архитектурного образа столицы во многом связана со зданиями исторической застройки, которых за последнее тридцатилетие было снесено только в центральной части города около 2200. В то же время за 70—80-е гг. в пределах Садового кольца поднялось около 80 зданий, чужеродных сложившейся городской среде. Немало критических замечаний высказывалось по поводу строительства Калининского и Новокировского проспектов, застройки Тургеневской и Арбатской площадей и др.

Учитывая остроту назревших проблем, Политбюро ЦК КПСС в сентябре 1986 г. рассмотрело и в принципе одобрило проект Концепции комплексного социально-экономического развития Москвы на период до 2000 г., с выделением ряда направлений до 2010 г. Основные положения, предусмотренные концепцией, явились базой для разработки Генерального плана развития Москвы и Московской области на новый расчетный срок. В этом документе намечены наиболее эффективные пути решения таких актуальных проблем столицы, как улучшение капитального строительства и застройки города, поиски выразительного московского стиля архитектуры, совершенствование транспортного и культурно-бытового (включая медицинское) обслуживания населения, повышение уровня внешнего благоустройства города и др. Остро стоят сегодня вопросы совершенствования архитектурно-художественного облика Москвы, реконструкции центральной части города (которая долгие годы оставалась вне поля деятельности градостроителей), обновления и реставрации исторически сложившейся застройки и в особенности памятников архитектуры.

Концепцией предусмотрено комплексное совершенствование архитектурно-пространственной организации города и области, упорядочение и модернизация производственной застройки, усиление столичных функций города, бережное отношение к существующей природной среде города и его лесопарковой защитной зоне, установление особого градостроительного режима пригородов, выравнивание социальных условий жизни в Москве и области.

Проектом концепции предусматривается ускоренный вывод за пределы Москвы непрофильных для столицы и не имеющих базы для развития научно-исследовательских институтов, вредных в санитарном отношении и неперспективных для города заводов и фабрик, в том числе металлургической, химической и нефтехимической отраслей. Интенсивное развитие промышленности будет осуществляться в неразрывной связи с преобразованием архитектурно-планировочной структуры Москвы, завершением формирования промышленных зон, дальнейшим углублением интеграции с промышленностью области. Предстоит избавиться от ветхих и неприспособленных производственных зданий, складов и на территории старого промышленного пояса сформировать архитектурные ансамбли, определяющие лицо Москвы XXI века.

Размещение населения столицы намечено вести на основе функционального использования территории города с максимальным сдерживанием ее роста и предотвращением слияния столицы с городами лесопаркового пояса. Максимальное жилищное строительство будет вестись в пределах Московской кольцевой автодороги, в том числе в текущем пятилетии в Орехово-Борисове, Северном Крылатском, Фили-Кунцеве, Отрадном и Узком, Братееве, Марьине и Москворечье.

Предусматривается расширить сеть учреждений службы быта и ассортимент услуг, улучшить их размещение, приблизив к местам работы, учебы и жительства москвичей. Планирование, проектирование и застройка новых жилых массивов будет вестись только градостроительными комплексами с полным набором объектов культурно-бытового назначения, как это уже осуществлено, например, в Крылатском.

Новое строительство в центре города будет осуществляться только для завершения архитектурного облика кварталов в гармонии со сложившимся характером городской среды. Намечено улучшить транспортное обслуживание центра, реконструировать отдельные участки магистральных улиц. Уже к концу нынешнего пятилетия намечено завершить реконструкцию зоны Арбата с прилегающими переулками, начать формирование пешеходных улиц — Столешникова переулка, Кузнецкого моста, Климентовского и Лаврушинского переулков, завершить сложение системы площадей Бульварного и Садового колец — Площадей Восстания, Колхозной, Тургеневской и других.

Предстоит обеспечить согласованное развитие и функционирование единой транспортной системы столицы и области. Предполагается строительство южного пассажирского комплекса, который позволит разгрузить Казанский, Курский и Павелецкий вокзалы; будет завершено формирование радиально-кольцевой системы метрополитена; начнется создание принципиально новой системы скоростных хордовых направлений, новых пересадочных узлов.

Принято решение о благоустройстве и озеленении города, которое включает завершение сооружения спортивного парка имени 60-летия Великого Октября в Нагатинской пойме, начнется строительство парка «Страна Чудес» и гидропарка в Строгине, будут реконструированы ЦПКиО им. Горького, парки «Сокольники», «Измайлово» и др.

На основе положений концепции разрабатывается комплексная программа охраны и использования памятников истории и культуры Москвы. Программой предложен принципиально новый взгляд на понимание исторического центра столицы: не в пределах Садового кольца, как принято до сих пор, а шире — в границах города, сложившегося на конец XVIII — начало XIX вв., т. е. в пределах Камер-Коллежского вала, куда входят такие значительные участки исторической застройки, как Басманные слободы и Лефортово по Яузе, бывшие Мещанские улицы на севере, не говоря уже о таких ансамблях, как Крутицкое подворье, бывший Ново-Симонов монастырь на юго-востоке, Пироговские улицы на юго-западе. В программе сформулировано предложение создать в пределах Садового кольца единый территориально-планировочный городской район с подрайонами: западный — «Занеглинье», восточный — «Заяузье», северный — «Междуречье», южный — «Замоскворечье». В целом до 2000 года предусмотрены различного рода ремонтные и реставрационные работы на 2900 памятниках, а также на 9500 зданий и сооружений, формирующих исторический центр города.