Карта сайта

ГОРОД И СЕЛО - Часть 2

Наиболее обширной в городе является, как правило, селитебная зона, основным структурным элементом которой служит жилой микрорайон, ограничиваемый улицами и магистралями. В пределах микрорайона, кроме жилых зданий, размещаются учреждения и предприятия первичного обслуживания. Устанавливаемая рациональная численность населения микрорайонов колеблется в зависимости от величины всего городского населения: от 4—6 тыс. чел. в малых городах и поселках до 12—20 тыс. чел. в крупных и крупнейших городах.

Из нескольких жилых микрорайонов формируется жилой район с единым общественным центром, включающим учреждения и предприятия обслуживания районного значения численностью населения от 25 до 40 тыс. чел. в больших и средних городах и от 40 до 80 тыс. чел. в крупнейших и крупных. Два и более жилых района образуют в структуре города планировочный район, границами которого являются естественные и искусственные рубежи в виде рек, каналов, водоемов, зеленых массивов, железных дорог и т. п.

На территории жилого микрорайона располагаются учреждения, которыми жители пользуются повседневно: детские сады и ясли, школы, столовые, кафе, магазины по торговле торарами первой необходимости, ателье, физкультурные площадки и сады. При этом все учреждения повседневного обслуживания должны располагаться на расстоянии, не превышающем 500 м.

В районе размещаются также культурно-бытовые учреждения, которыми жители пользуются не ежедневно, а периодически: Дома культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки, торговые центры, учреждения связи, кафе, спортивные центры, поликлиники, родильные дома, больницы. Все эти здания и сооружения располагаются в общественном центре жилого района, на расстоянии не более 1500 м от его границ, т. е. в пределах 15—20 мин ходьбы, чем определяются общие размеры территории жилого района.

В систему культурно-бытового обслуживания входят также учреждения, к услугам которых жители прибегают значительно реже, эпизодически: административные и хозяйственные учреждения, Дворцы культуры, музеи, выставки, театры, крупные кинотеатры, цирки, концертные залы, городские спортивные центры, торговые центры, специализированные больницы.

В пригородных зонах располагаются учреждения для кратковременного и длительного отдыха — водные станции и пляжи, рестораны, кафе, гостиницы, рыболовные, лыжные и туристские базы, дома отдыха, санатории, загородные детские учреждения и др.

Также тщательно разработаны принципы проектирования и других функциональных зон города, что в целом обеспечивает его рациональную, глубоко продуманную планировку. Вместе с тем следует учитывать, что функциональная сторона планировочной организации города формируется совместно и неразрывно с ее эстетической стороной. Как бы ни был город оснащен с инженерно-технической стороны, он не может быть полноценным организмом без высокохудожественных достоинств своего архитектурно-пространственного построения.

Красота является таким же непременным и обязательным качеством застройки современного города, какими должны быть и целесообразность его местоположения, и экономичность строительства, и чистота воздушного бассейна, водоемов, почв и т. д.

Художественная выразительность облика города достигается умелым применением средств архитектурно-пространственной композиции, гармоничным взаимодействием архитектуры и изобразительных искусств, способствующим созданию композиционной целостности и художественного единства облика города. История отечественной архитектуры дает множество примеров высокохудожественного решения городской среды в сложившихся за многие века районах Москвы и Ленинграда, Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Самарканда и Бухары. И в наши дни создано немало новых городов, дающих образцы решения художественно выразительного облика города социалистической эпохи. Это города Навои и Шевченко, Тольятти и Набережные Челны, бурно развивающиеся в советское время Алма-Ата и Ташкент, Фрунзе, Душанбе и Ашхабад и т. д.

Своими высокохудожественными достоинствами отличаются архитектурные ансамбли многих городов — общественные центры и проспекты, жилые районы и микрорайоны, промышленные комплексы и парки представляют гармоническое единство зданий, сооружений, органично связанных с окружающим ландшафтом.

Современные научно обоснованные принципы советского градостроительства, опирающиеся на весь накопленный опыт, окончательно были сформированы и стали применяться с начала 60-х годов. В этот период генеральные планы развития городов, составленные в довоенное время на период в 20— 25 лет, были в основном успешно осуществлены и начата разработка новых проектов.

Крупнейшие градостроительные проблемы решались в процессе развития Москвы. Необходимость в разработке нового генерального плана возникла после изменения в 1960 г. административной границы города, расширившего свою территорию до 87,5 тыс. га. Новый Генеральный план Москвы*, утвержденный ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1971 г., ставил задачу создать в городе удобную планировку, современную архитектуру, обеспечить высокий уровень благоустройства.

* Авторы Генерального плана Москвы — архитекторы М. Посохин, Н. Уллас, С. Болдырев, Н. Евстратов, Р. Каверин, С. Матвеев, С. Мишарин, А. Сотников.

 

Существенной чертой Генерального плана являлось решение проблем Москвы в комплексе с проблемами развития населенных мест Московской области, в единстве функциональной и пространственной организации столицы и тяготеющей к ней территории.

Основной принцип пространственной системы Генерального плана Москвы заключается в гармоничном сочетании функционально организованных городских территорий — производственных зон, жилых районов, общественных центров и мест отдыха. Вся громадная территория столицы разделена на восемь планировочных зон с населением от 0,6 до 1,2 млн. чел., в каждой из которых создаются места приложения труда, крупные общественно-торговые центры, системы культурно-бытового обслуживания и мест отдыха. Зоны членятся на 2—4 планировочных района с 250—400 тыс. жителей, а эти районы включают жилые районы по 30—70 тыс. чел., в каждом из которых есть свои производственные зоны, учреждения обслуживания, местные центры, сады и парки.

Традиционная радиально-кольцевая система планировки исторического ядра Москвы сохраняется в центральной зоне, дополняется радиальными, двумя кольцевыми магистралями и системой из четырех хордовых скоростных магистралей вне его центрального ядра, разгружающих центр и жилые районы города от транзитных перевозок. Общегородской центр из моноцентрич-ного ядра, сложившегося вокруг Кремля, получает звездчатое развитие по главным радиальным магистралям к семи центрам планировочных зон.