Карта сайта

ГОРОД И СЕЛО

Никогда еще в истории человечества перед зодчеством не выдвигались задачи такого масштаба, какие поставлены и решаются сейчас, в наше время.

Создание наиболее благоприятных с точки зрения архитектуры условий труда, быта и отдыха советских людей не ограничивается только стенами предприятия, жилого дома, общественного здания или пределами целого промышленного комплекса, жилого района, городского центра, более того, не определяется даже и границами всего населенного места — города или поселка. Экономические и социальные возможности, цели и перспективы прогресса советского общества требуют от архитектуры решения задачи обеспечения наилучших условий трудовой деятельности, бытового комфорта и реализации свободного времени каждого человека и любого коллектива в масштабе территориальных объединений городских и сельских населенных мест.

Уже со второй половины 50-х годов в практику начинает входить создание генеральных планов крупнейших городов, методика их разработки в едином комплексе с районами их народнохозяйственного влияния и пригородной зоной, позволившая определить пути регулирования роста таких городов и развития промышленных агломераций на основе комплексного решения задач размещения промышленности, сельскохозяйственного производства, транспортных и инженерных сооружений, селитебных территорий и зон отдыха.

Такой подход стал применяться и при разработке схем районной планировки, как, например, в проекте районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС (1956 г.), определившем размещение предприятий и населенных мест и послужившем основой составления генеральных планов городов. Столь же обширную территорию района Восточной Сибири — более 100 тыс. кв. км — охватила схема районной планировки Братского промышленно-энергетического комплекса (1960 г.) в зоне влияния Братской ГЭС.

С целью наиболее рационального использования благоприятных природных условий для массового отдыха и лечения населения были составлены схемы районных планировок важнейших курортных районов страны: юго-западного, южного и юго-восточного побережья Крыма (1960—1962 гг.), района озера Иссык-Куль в Киргизии (1967 г.), Дальневосточного курортного района (1960 г.), группы курортов Кавказских Минеральных Вод (1964 г.) и др.

В 70-х годах в нашей стране разработана Генеральная схема расселения СССР, выполненная в соответствии с Генеральной схемой размещения производительных сил и комплексной схемой развития транспорта. Она дает возможность научно решать вопросы развития больших городов и способствовать росту экономически перспективных малых и средних городов, укрупнению сельских населенных мест.

Создание Генеральной схемы расселения является закономерным итогом опыта социалистического строительства в СССР, показавшего возможность сознательного и планомерного управления процессом развития населенных мест соразмерно размещению и росту производительных сил страны.

Бурный рост промышленности был сопряжен со стремительным увеличением городских населенных мест, и в 1961 г. наша страна преодолела важный рубеж в своем социальном развитии — городское население сравнялось по численности с сельским и затем превзошло его. Постепенно преодолевается неравномерность размещения населения в европейской и азиатской частях страны.

Формирование конкретных систем расселения является делом новым, широкомасштабным, рассчитанным на долговременную перспективу. Это основной путь преодоления недостатков самостоятельно развивающихся городов и селений, а также наиболее эффективного использования их положительных качеств в рамках совокупного развития в системе. Превращение прежде относительно автономных городских и сельских населенных мест в звенья системы расселения обусловливает развитие их взаимных связей, а также связей с городом-центром. Это открывает возможности для широкого производственного и хозяйственного кооперирования предприятий малых и средних населенных мест с предприятиями крупного города; для строительства в малых городах-райцентрах предприятий, учебных заведений, учреждений культурно-бытового и медицинского обслуживания для сельского населения; позволяет полностью занять трудоспособное население и предоставить ему более широкий выбор профессии и мест приложения труда; обеспечить широкие избирательные возможности социально-культурного развития, выбора мест профессионального обучения, проведения досуга и пр.

В целом по стране численность населения малых и средних городов стабилизировалась, но продолжается его концентрация в больших и крупных городах. Это противоречит проводимой политике ограничения их роста. В то же время в Литве, Эстонии и Молдавии нашли путь активизации развития малых городов за счет обеспечения достаточно широкого выбора мест приложения труда, повышения обеспеченности жилым фондом, учреждениями культурно-бытового обслуживания и доступности учреждений республиканского центра ввиду хорошо развитых транспортных связей. Поэтому предстоит еще немало сделать для того, чтобы процесс развития городских и сельских населенных мест целиком встал на научную основу в соответствии с прогрессивными принципами Генеральной схемы расселения СССР. В развитых системах расселения, по сути дела, отпадает традиционное разделение населенных мест на городские и сельские.

Расселение стало полноправным и наиболее крупным объектом архитектуры на современном этапе и теперь возглавляет иерархическую цепочку объектов архитектуры: системы расселения — населенные места — комплексы (зданий) —здания и сооружения — помещения.

В то время как системы расселения находятся на начальной стадии своего становления и их окончательное формирование связано с более или менее отдаленной, но вполне реальной перспективой, то развитие городских и сельских населенных мест на современном этапе уже достигло значительных успехов.

Современный социалистический город должен представлять собой рациональную комплексную архитектурную организацию производственных зон и жилых районов, объединенных сетью городского транспорта, инженерного оборудования, озеленением и т. д.

Одной из основ правильного архитектурного решения города является его целесообразная планировка, создаваемая с учетом всего многообразия социальных требований и особенностей природной среды.

В нашей практике принято зонирование территории городских населенных мест по видам ее использования с выделением следующих функциональных зон: селитебной — для жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), зеленых насаждений общего пользования; промышленной — для промышленных предприятий и связанных с ними объектов; коммунально-складской — для баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.; внешнего транспорта — для транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.). На примыкающих к городам территориях организуются пригородные зоны в качестве резерва последующего развития городов для размещения объектов их хозяйственного обслуживания и зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, санитарно-гигиенических условий.

Создание различных зон города идет по двум основным направлениям: реконструкция сложившегося и строительство нового. В новых городах применение прогрессивных приемов планировки возможно уже с момента проектирования, а в реконструируемых неизбежно влияние исторически возникшей планировки и застройки. Реконструкция осуществляется не только в издавна сложившихся, но и в тех сравнительно недавно возникших городах, в планировке и застройке которых по тем или иным причинам были недостаточно учтены требования современного градостроительства.

Каждая из функциональных зон города имеет свои особенности размещения. Так, жилую зону располагают преимущественно с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Промышленные зоны размещаются с учетом организации удобных транспортных и пешеходных связей с местами расселения трудящихся, занятых на предприятиях, рациональных условий обслуживания предприятий внешним и внутригородским транспортом и т. п. Коммунально-складские зоны выделяют вне жилой территории, используя по возможности места санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других объектов.