Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ - Часть 4

Среди наиболее значительных общественных зданий, завершенных в 50-е годы, выделяются Дома правительства Азербайджанской ССР в Баку (1952 г.) и Грузинской ССР в Тбилиси (1954 г.), строительство которых началось еще до войны.

Расположенное на Приморской площади Баку и хорошо просматриваемое издалека правительственное здание является внушительной градостроительной доминантой общегородского масштаба. П-образным в плане объемом здание обращено к морю и площади, как бы поддерживая своими выступающими слева и справа частями правительственные трибуны и возвышающуюся в центре площади на мощном пьедестале статую В. И. Ленина. Многоярусное пространственное композиционное построение здания с глухим стилобатом нижних этажей и постепенно зрительно облегчающимися верхними этажами с ажурными аркадами и лоджиями, с акцентирующими внешние углы сооружения башнями создает выразительный, запоминающийся образ. Однако и в этом произведении наблюдается увлечение архаизированными архитектурными формами, лепной орнаментикой в интерьерах, не во всем удачна планировка и расположение помещений.

Наиболее значительными произведениями архитектуры общественных зданий послевоенного периода как по своим абсолютным параметрам, так, пожалуй, и по проявлению характерных этому времени творческих тенденций стали высотные здания столицы.

Крупнейший в системе высотных зданий Москвы ансамбль новых зданий университета (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, А. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов, 1949—1953 гг.) расположился на Ленинских горах, заняв наиболее высокую точку на территории города, и его выразительный силуэт с 28-этажным центральным корпусом в 170 м высотой доминирует с тех пор в пейзаже значительной части столицы (см. рис. на с. 71). В центральной части и разветвленных крыльях сооружения размещены аудитории, лаборатории, кабинеты, библиотеки, актовый зал, театр, геологический музей, столовые, комфортабельные общежития студентов и аспирантов, квартиры профессоров, спортивные залы, плавательный бассейн и т. д. Своим главным фасадом центральное здание университета обращено к Москве-реке, подход к нему выполнен в виде системы аллей, партеров, площадей и огромного бассейна с фонтанами.

Вопросы архитектурной композиции играли ведущую роль в проектировании и строительстве университета, и авторам удалось создать впечатляющий ансамбль с бесконечным многообразием ракурсов восприятия зданий. Примат архитектурно-художественных задач предопределил трудности функциональной организации и последующей эксплуатации зданий, в том числе высотного учебного корпуса, вызвав устройство большого и сложного лифтового хозяйства, и т. п.

Строительство высотных зданий показало их неэкономичность, обусловленную подчинением функциональных требований надуманным композиционным схемам и построениям, обилием декора во внешнем облике и интерьерах, вынужденным применением сложных инженерных решений и т. д. Так, например, площадь, занимаемая конструкциями и маскирующим их архитектурным декором в виде столбов, пилонов, всевозможных раскреповок и т. п., в высотном здании МГУ достигла почти четверти общей площади учебных помещений; в высотном здании гостиницы «Ленинградская» жилая площадь номеров составляет лишь 22% всей площади здания, а коридоры, технические этажи, санитарные узлы и помещения подвалов — 71% и т. д.

Таким образом, наряду с большой градостроительной ролью и положительным влиянием на развитие отечественной строительной техники высотные здания Москвы выявили острые противоречия в творчестве архитекторов.

Стремление к декоративному обогащению архитектуры получило преувеличенный масштаб в комплексе зданий Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся 1 августа 1954 г. на месте выставки 1939 г. Декорати-визм проявил себя в композициях реконструированных и построенных заново семидесяти с лишним республиканских, зональных и отраслевых павильонов, фонтанов и т. п.

Той сферой архитектурной деятельности, где идейно-художественные задачи должны быть главенствующими, является область архитектурно-монументальных ансамблей, ярким примером которых стал памятник героям Великой Отечественной войны в Трептов-парке Берлина (архитектор Я. Бело-польский, скульптор Е. Вучетич, художник А. Горпенко, 1946—1949 гг.). Памятник представляет собой обширный ансамбль, в котором архитектура и скульптура в сочетании с природой создают образ большой эмоциональной выразительности. От высеченной в граните фигуры скорбящей женщины-матери— символа матери-Родины выполненная из гранита эспланада подводит к пропилеям в виде двух приспущенных гигантских знамен из красного полированного гранита, за которыми открывается зеленый курган с крупным постаментом-мавзолеем на его вершине. На постаменте высится всемирно известная скульптура советского воина с ребенком на руках и с мечом, рассекающим фашистскую свастику.

На смену приемам и формам, заимствованным из исторического архитектурного наследия, с 1955 г. начинают приходить иные архитектурные решения, которые более соответствовали насущным социальным задачам, уровню развития экономики и техники. Новый подход к проектированию проявляет себя не только в типовом проектировании массовых общественных зданий — школ, детских учреждений, больниц, клубов, кинотеатров и т. д., но и при создании крупных общественных комплексов.

Наиболее значительным общественным комплексом второй половины 50-х годов стал Центральный стадион имени В. И. Ленина в Лужниках в Москве (архитекторы А. Власов, И. Рожин, А. Хряков, Н. Уллас, инженеры В. Насонов, Н. Резников, В. Поликарпов, 1956 г.). Расположенный в излучине Москвы-реки у подножия Ленинских гор, ансамбль стадиона включает главную спортивную арену на 103 тыс. зрителей, плавательный бассейн, малую спортивную арену и целый ряд других спортивных сооружений, полей и площадок. Архитектура стадиона занимает как бы промежуточное положение между предшествующим и новым в развитии архитектуры общественных сооружений. Здесь еще явно заметны распространенные совсем недавно приемы нарочитой симметрии, тяжеловесность в известной мере архаизированных архитектурных форм, но в целом это уже новая, ясная, простая, рациональная архитектура, опирающаяся на достижения строительной техники и требования экономической целесообразности.

Процесс формирования новых приемов проектирования крупных общественных зданий, происходивший во второй половине 50-х годов, обогатился еще одним значительным сооружением — павильоном СССР на Международной выставке в Брюсселе (архитекторы Ю. Абрамов, А. Борецкий, В. Дубов, А. Полянский, инженер Ю. Рацкевич, 1958 г.). В архитектуре павильона впервые в нашей послевоенной практике строительства общественных зданий органично соединились яркая образная выразительность с логикой новаторского конструктивного решения. Советский павильон выделялся среди выставочных сооружений других стран единством и четкостью общего композиционного построения, выражающего строгую монументальность простых легких форм. Впечатление общей легкости достигалось применением сплошного остекления фасадов и подвешенным на вантах перекрытием, демонстрировавшим высокий уровень строительной техники в СССР.

* * *

Итак, исторически небольшой — в два десятилетия — отрезок времени со второй половины 30-х до конца 50-х годов в развитии советской архитектуры был насыщен множеством событий, творческими поисками, достижениями и ошибками. Большой урон развитию нашей страны, в том числе и архитектуре, нанесли годы войны. Тем не менее советский народ преодолел все трудности, связанные с войной, восстановил разрушенное и с новой энергией двинулся вперед. Советское градостроительство за этот период накопило большой опыт в реконструкции и строительстве городских и сельских населенных мест. Промышленная архитектура стала полноправной областью советского зодчества, играя большую градостроительную роль. Архитектура жилища решала задачу большой социальной важности и явилась той областью советского зодчества, где ранее других стали разрабатываться и внедряться принципы типового проектирования и массового индустриального строительства. В развитии архитектуры общественных зданий также возобладали принципы строительства, вытекающие из требований современности.