Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

В ходе выполнения третьего пятилетнего плана заметно повысился культурный уровень советских людей. Успешно осуществлялось всеобщее семилетнее образование. В эти годы было построено около 30 тыс. новых школ. Большое внимание уделялось подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства, открылось 117 новых вузов. Среди массовых типов общественных зданий особое внимание уделялось строительству школ и детских дошкольных учреждений.

В предвоенные годы окончательно завершился переход на типовое проектирование школьных зданий, сложились их основные типы и архитектурно-планировочная структура. Состав школьных помещений постепенно усложнялся, развивался в направлении к таким школьным зданиям, которые мы знаем теперь. В первых типовых проектах школ (1935—1938 гг.) отсутствовали актовые и физкультурные залы, лаборатории, вход в здание осуществлялся через два вестибюля, младшие классы располагались на первом, остальные— на верхних этажах четырехэтажного здания. Классы вытягивались в одну линию и выходили в единый рекреационный коридор шириной 3—3,5 м. Однако уже в 1938—1941 гг. были разработаны новые типовые проекты школьных зданий, имевших объединенный вестибюль, физкультурные залы, размещавшиеся на первом либо верхнем этаже, лаборатории, комнату комсомольской организации, более компактную экономическую планировку. Наряду с установившимся типом школы с единой рекреацией-коридором, объединяющим шесть-семь классов, был создан секционный тип школьного здания с раздельными рекреационными залами, рассчитанными на три класса каждый.

Строительство школьных зданий по индивидуальным проектам велось в основном лишь в сложившихся городских районах с плотной существующей застройкой.

Среди других видов общественных зданий типовое проектирование в предвоенные годы широко охватило детские дошкольные учреждения, не получив, однако, должного распространения при строительстве даже таких массовых учреждений, как больницы, клубы, кинотеатры и др., которые возводились в достаточно заметных масштабах.

Кроме массовых общественных зданий в годы третьей пятилетки продолжалось повсеместное возведение крупных уникальных зданий и сооружений административного, зрелищного, спортивно-оздоровительного, культурно-просветительного назначения в столицах союзных республик, областных центрах, крупных городах и курортных районах. Важным событием предвоенного периода развития советской архитектуры стало сооружение первых станций первого в СССР Московского метрополитена.

Возводимые в эти годы общественные здания играли важную роль в широкомасштабном процессе социалистического преобразования городских населенных мест, рождения нового облика наших городов. Крупные градостроительные задачи решались комплексно, уникальные здания органически входили в ансамбли площадей и магистралей в качестве композиционных доминант.

Стремление придать крупным общественным зданиям центральную роль в формировании пространственной среды города и высокое художественно-образное звучание в ансамблях городской застройки с помощью архитектурно-композиционных и скульптурно-декоративных средств и приемов во второй половине 30-х годов выливалось порою в помпезные, часто эклектические композиции с пышными архитектурными формами. Поиски идейно-художест-венной характеристики архитектуры зданий на основе традиций мирового и национального зодчества приобрели в ряде случаев самодовлеющее значение и вступили в противоречие с требованиями функциональной, экономической и технической целесообразности. В композициях зданий стали использоваться классические дворцовые схемы с анфиладным расположением помещений, выявлялась торжественность их внешнего облика вне связи с конкретным назначением и новым социальным содержанием постройки.

Пример сочетания традиций классической архитектуры и национального зодчества можно было наблюдать в одном из наиболее значительных сооружений этого периода — здании Института истории партии при ЦК КП Грузии в Тбилиси (архитектор А. Щусев, 1938 г.). Симметричное объемно-планировочное построение, основывающееся на принципах русской архитектурной школы, синтезируется с тектонической системой классической ордерной композиции главного фасада, деталями национальной грузинской архитектуры и орнаментики.

Противоречивое объединение новаторских тенденций со стремлением к использованию классических приемов и форм являлось характерным для архитектурного творчества тех лет и нашло отражение в ряде крупных общественных сооружений, как, например, здание Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх), завершенное строительством в 1941 г. В его архитектуре своеобразно переплелись черты конструктивизма со схематизированно выраженными приемами классики. Асимметричный план с четко функциональным распределением объемов сочетается с портиком главного входа, развитой колоннадой центральной части фасада и монументализацией всего облика здания. Неорганично вошел в пространственную композицию библиотеки глухой грузный повышенный объем книгохранилища, нарушивший к тому же сложившийся силуэт застройки центральной части Москвы.

Большое влияние на формирование архитектурного облика городских центров оказывали Дома Советов, Дома правительства, крупные административные здания, являвшиеся наиболее характерными крупными сооружениями этих лет и начавшие возводиться в различных городах в основном еще с начала 30-х годов. Здесь могут быть названы Дом Советов в Ленинграде (архитектор Н. Троцкий и др., 1940 г.), Дом Совета Министров УССР (архитекторы И. Фомин, П. Абросимов, 1938 г.), Дом Верховного Совета УССР в Киеве (архитектор В. Заболотный, 1939 г.), Дом правительства Армянской ССР в Ереване (архитектор А. Таманян, 1926—1940 гг.), Дом правительства БССР в Минске (архитектор И. Лангбард, 1929—1934 гг.) и т. д.

Строительство Дома Советов в Ленинграде было связано с ошибочным намерением перенести общегородской центр по генеральному плану 1935 г. в южную часть города — район Средней Рогатки, где создавалась новая, гигантская по размерам площадь с расположенным на ней крупнейшим по тем временам административным зданием, в котором размещались около 7 тыс. рабочих комнат, конференц-зал на 3 тыс. мест, группа малых залов и несколько залов заседаний. Весь облик Дома Советов подчеркнуто монументален, тяжеловесен, что достигается крупными членениями трехчастного по своей композиции главного фасада, огромным скульптурным фризом, венчающим центральный восьмиэтажный объем, мощным рустованным цоколем и строгим ритмом идущих по фасаду полуколонн и пилястр во всю высоту здания.

В здании Верховного Совета УССР, построенном в Киеве на высоком берегу Днепра среди пышной зелени парка, классическая архитектурная тема компактного трехэтажного здания с симметричным объемно-пространственным построением сочетается с национальным декором в оформлении интерьеров. Центральным ядром композиции является восьмигранный в плане зал заседаний Верховного Совета, завершаемый возвышающимся над всем зданием остекленным куполом. Строгую торжественность облику сооружения придают колоннады, образующие на фасадах фланкированные ризолитами монументальные порталы, к которым ведут широкие лестницы.