Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

В первые годы третьей пятилетки (1938—1940 гг.) огромный размах приобрело капитальное строительство, особенно в Поволжье, на Урале, в Казахстане, Сибири, на Дальнем Востоке, где имелись богатейшие источники сырья и топлива. Расширялась вторая угольно-металлургическая база — на востоке. Здесь сооружались новые заводы и электростанции, домны и мартены, шахты и рудники, а старые реконструировались. В числе новостроек были такие заводы-гиганты, как Ново-Тагильский и Петрово-Забайкальский металлургические, Средне-Уральский и Балхашский медеплавильные, Уральский алюминиевый комбинат. В Урало-Волжском районе создавалась мощная нефтяная база. За первые три года пятилетки было введено в действие около 3 тыс. промышленных предприятий.

Если в годы первой и второй пятилеток основные усилия были сосредоточены на создании заводов-гигантов, то в третьей наибольшее развитие получило строительство предприятий средней мощности, планировка промышленных территорий стала более компактной, убавилось архитектурных излишеств.

Крупные специализированные проектные организации «Промстройпроект» и «Проектстальконструкция» к 1939 г. завершили работы в области типизации, создали стандартизированную сетку колонн для ряда производственных зданий с унифицированными высотами. Стандартизация элементов и разработка типовых секций одноэтажных промышленных зданий содействовали ускорению темпов промышленного строительства.

В предвоенные годы создается советская школа проектирования промышленных предприятий, появляются производственные здания нового типа, в которых происходит переход от узких по ширине к многопролетным крупным зданиям с верхним освещением, внутренними водостоками и хорошей аэрацией, получают широкое применение типовые и сборные конструкции, типизация и унификация зданий и сооружений.

Мирное поступательное развитие советской экономики было прервано нападением фашистской Германии. В этой опасной обстановке необходимо было в предельно короткий срок перебазировать в глубокий тыл большое количество промышленных предприятий, оборудования, различных материальных ценностей.

В годы войны в стране большое капитальное строительство велось на Урале, в Сибири, Средней Азии и Поволжье. Только в течение 1942—1944 гг. в восточных районах были заново построены и введены в действие сотни крупных промышленных предприятий. В освобожденных районах восстановлены тысячи заводов, фабрик, электростанций, шахт и рудников.

Чтобы как-то представить и конкретизировать размах промышленного строительства в военные годы, следует назвать создание в 1942 г. Узбекского металлургического завода в Беговате, ускоренное строительство крупных металлургических заводов в Челябинске и Темир-Тау, сооружение Чебаркуль-ского завода качественной металлургии, Норильского никелевого комбината, Богославского алюминиевого завода. Почти вдвое увеличилась мощность металлургических комбинатов Магнитогорска, Новокузнецка, Ревды, Салды, Северска. Были сооружены крупнейшие Уральский турбинный, Алтайский тракторный заводы, автомобильный завод в Миассе, шесть крупных гидростанций на реке Чирчик в Узбекистане, Нижне-Варзовская ГЭС в Таджикистане, Красногорская и Челябинская ТЭЦ на Урале и т. д.

В суровых условиях военного времени проектирование промышленных предприятий шло с позиций строжайшей экономии территорий и производственных площадей, резкого сокращения дефицитных строительных материалов (цемента, металла), снижения стоимости строительства и сокращения сроков возведения сооружений. Все это повлияло на изменения в самом типе производственных сооружений, в которых пришлось отказаться от многопролетных зданий с верхним освещением и перейти к корпусам шириной не более 48—60 м, деревянным конструкциям, боковому освещению. Появились экономичные конструктивные системы промышленных сооружений из дерева и кирпича, широко использовались в строительстве местные материалы.

После войны активно развернулось восстановление разрушенных промышленных предприятий в европейской части СССР.

Уже в марте 1947 г. дала промышленный ток первая восстановленная турбина Днепрогэса, а еще через три года электростанция была восстановлена полностью. За годы четвертой пятилетки на Украине не только были полностью восстановлены разрушенные предприятия, но и создан ряд новых производств.

Была поднята из руин и превзошла довоенный уровень промышленность Белоруссии. Свыше 600 предприятий восстановлено и построено в Молдавии. Новые металлургические заводы сооружены в Грузии и Узбекистане, трубопрокатные— в Сумгаите и Никополе и т. д. Всего за годы четвертой пятилетки восстановлено и построено вновь около 6 тыс. крупных заводов и фабрик, полностью восстановлены средние и мелкие предприятия. Возрожденные металлургические, машиностроительные, химические и другие заводы и фабрики стали более совершенными в производственно-технологическом, планировочном и архитектурном отношениях.

Несмотря на то что в конце 30-х годов были заложены основы типизации и унификации в области промышленного проектирования, для первых послевоенных лет характерно возведение предприятий в основном по индивидуальным проектам. Вместе с тем капитальность сооружений значительно возросла, получили преимущественное распространение стальные конструкции.

Прогрессивным в послевоенном промышленном зодчестве было преодоление имевших место в прежние годы недостатков, связанных с неразработанностью взаимосвязей промышленных предприятий с городом. Теперь размещению производств как одного из главных градообразующих факторов уделялось самое серьезное внимание. Благодаря решению этой проблемы улучшилась пространственная связь жилых районов с промышленными предприятиями. Одним из характерных планировочных приемов было устройство широкого бульвара, соединяющего площадь района с предзаводской площадью, с вынесением путей городского транспорта за пределы этой площади (примером чему мог служить Сталинградский тракторный завод).

В процессе его восстановления, начавшегося сразу после разгрома фашистских войск в 1943 г., цеха были возрождены на прежних фундаментах, все производство реконструировано, корпуса приобрели новый, более строгий архитектурный облик. С реконструированной и благоустроенной предзаводской площади вынесен городской транспорт, на ней построили административные здания, вход-пропилен на заводскую территорию, установили памятник Ф. Э. Дзержинскому (архитектор И. Николаев). Площади было придано важное композиционное и функциональное значение в общей структуре этого района города.

При восстановлении Днепровской гидростанции имени В. И. Ленина, законченном через два года после войны, была сохранена основа прежней архитектурной композиции, и выдающееся произведение довоенного советского зодчества получило вторую жизнь. К 1950 г. восстановлены все гидростанции и закончено строительство начатых в годы войны Храмской, Красно-полянской и Нивской.

Для 50-х годов, когда осуществлялись планы пятой и шестой пятилеток, характерен огромный размах нового строительства.

Построено и введено в действие около 6 тыс. крупных промышленных предприятий, в том числе Куйбышевская (ныне Волжская) гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, первый ток стала давать еще более мощная Волгоградская ГЭС, вступили в строй Орско-Халиловский и Череповецкий металлургические комбинаты, Саратовский химический комбинат. В больших масштабах велось транспортное строительство. В 1952 г. открылось движение по Волго-Донскому каналу, соединившему в Единую воднотранспортную систему Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское моря.

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина представлял собою грандиозный комплекс, простершийся на 300 км, из которых 101 км занимают непосредственно сооружения канала с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами и другими многочисленными постройками. На Волжском склоне 9 шлюзов поднимают суда на 88 м, а на Донском 4 шлюза опускают их на 44 м*. Кроме того, на берегу рукотворного Цимлянского моря была сооружена крупная гидроэлектростанция. При строительстве канала использовалась комплексная механизация трудоемких земляных, бетонных и железобетонных работ, новая строительная техника.

* Проект Волго-Донского канала разработан коллективом специалистов института Гидропроект. Руководитель — академик С. Жук, главный инженер — А. Михайлов.

 

Вместе со сложными техническими проблемами пришлось решать и большие идейно-художественные задачи, связанные с отражением в архитектуре канала исторических побед, одержанных советским народом в донских степях и под Сталинградом в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Архитектурный проект всего комплекса был выполнен большим коллективом зодчих под руководством Л. Полякова. Разрабатывая крупный инженерный комплекс, архитекторы обратились прежде всего к образцам архитектуры русского классицизма, широко используя в качестве основной художественной темы триумфальные арки и монументальные башни, в которых размещались сложное техническое оборудование, различные устройства и службы. Наиболее внушительно и торжественно выглядели сооружения, расположенные на узловых участках канала.