Карта сайта

РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ - Часть 4

Война и временная оккупация гитлеровскими войсками части советской территории нанесли Советскому Союзу колоссальный урон.

Гитлеровцы разрушили и разграбили сотни городов и поселков городского типа, сожгли более 70 тыс. сел и деревень, разорили и разграбили 1876 совхозов, 2890 МТС, 98 тыс. колхозов. В числе серьезно пострадавших городов были такие крупнейшие промышленные и культурные центры, как Киев, Минск, Сталинград, Севастополь, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орел, Харьков. Только в Сталинграде было разрушено 42 тыс. жилых домов (85% жилого фонда), 110 школ, 15 больниц, 68 амбулаторий и поликлиник, 195 детских садов, яслей и консультаций, 7 театров и 7 кинотеатров, 75 рабочих клубов и Дворцов культуры.

Первоочередной задачей советского градостроительства после окончания Великой Отечественной войны стали восстановительные работы. Совнарком СССР в 1945 г. принял постановление о восстановлении 15 разрушенных русских городов — Орла, Вязьмы, Великих Лук, Севастополя, Смоленска, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Воронежа, Новгорода, Калинина, Брянска, Курска и др. Большие восстановительные работы шли в городах Украины и Белоруссии, возрождались Киев и Минск.

Восстановление разрушенных городских и сельских населенных мест велось с широким размахом и высокими темпами. Примером может служить восстановление превращенного в руины Сталинграда, где были созданы новые промышленные предприятия, транспортные сооружения, коммунальное хозяйство, новые жилые массивы со школами, детскими садами, общественные здания различного назначения, проведено благоустройство всех городских территорий. По новому генеральному плану города (архитекторы К. Алабян, Н. Поляков и др., 1945 г.) жилые кварталы выходили на Волгу, вдоль которой были устроены прогулочные озелененные набережные. На прибрежной территории складывался новый центр, состоящий из нескольких площадей и эспланад. Реконструировалась сеть городских улиц в виде основных меридиональных магистралей, идущих параллельно Волге и связывающих между собой различные районы города; создавались укрупненные промышленные зоны.

Ленинград стал восстанавливаться уже в конце войны. Его новый генеральный план (архитекторы Н. Баранов, А. Наумов и др., 1948 г.) предусматривал расширение города в его северной части, развитие исторического центра вверх и вниз по Неве с широким выходом ансамблей центра на побережье Финского залива, на Васильевский и Петровский острова и отказ от прежней идеи создания на юге нового центра города. В городе были сооружены грандиозные Приморский и Московский парки Победы, ставшие значительными зелеными ансамблями, на освобожденных от малоэтажной застройки территориях в Новой и Старой деревнях появились жилые районы с новыми магистралями Приморского проспекта, проспекта Энгельса и др. Началось сооружение первой очереди метрополитена, введенного в эксплуатацию в 1955 г., и т. д.

В числе крупных городов, сильно пострадавших от разрушений, причиненных немецко-фашистскими захватчиками, были столицы Украины и Белоруссии. Восстановительные работы в Киеве значительно улучшили планировку и облик города, который вышел теперь на левый берег Днепра, где в Дарнице возник один из новых районов, послуживший началом последующему широкому освоению левобережья. К этому периоду относится создание архитектурного ансамбля Крещатика, ставшего одной из творческих удач советского градостроительства послевоенного периода (архитекторы А. Власов, А. Добровольский, А. Заваров, Б. Приймак, В. Елизаров и др.). На склонах правого берега Днепра были восстановлены и расширены парковые массивы, образовавшие непрерывную зеленую полосу с зеленым театром, ресторанами, детскими комплексами, видовыми площадками и живописными местами отдыха.

Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. В процессе послевоенного восстановления города был создан его выразительный архитектурный облик, главную роль в котором играли ансамбли центра: площади Ленина, Центральная, Победы, парк имени 30-летия БССР, объединенные монументальной застройкой проспекта Ленина, ставшие в целом еще одним крупным достижением советского градостроительства послевоенного десятилетия.

К 1950 г. был завершен первоочередной, а еще через пятилетие весь громаднейший объем восстановительных работ по возрождению разрушенных городов и сел страны.

Крупные достижения советского градостроительства послевоенных лет связаны с развитием столицы СССР. Уже в конце войны развернулось малоэтажное жилищное строительство на Хорошевском шоссе, в районах Измайлова, Текстильщиков, Октябрьского поля, а в первые годы после войны многоэтажные жилые здания стали возводиться на Садовом кольце, улице Горького, Можайском шоссе.

Важный этап в градостроительном развитии столицы, формировании ее облика связан с принятием в 1947 г. решения о строительстве в Москве высотных зданий. В сжатые сроки были построены административное здание на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх, М. Минкус), жилой дом на площади Восстания (архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц), административное здание на Лермонтовской площади (архитекторы А. Душкин, Б. Мезенцев), гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице (архитекторы Л. Поляков, А. Борецкий), гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (архитекторы А. Мордвинов, В. Олтаржевский), жилой дом на Котельнической набережной (архитекторы Д. Чечулин, А. Ростовский), здание МГУ на Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов).

Решение о возведении высотных зданий было во многом продиктовано заботой о возрождении живописного, запоминающегося силуэта столицы, снивелированного в результате многоэтажного строительства в Москве в 30— 40-е годы.

Кроме того, после победного завершения Великой Отечественной войны появилась необходимость выразить и закрепить архитектурными средствами богатырский подвиг советского народа.

Проектирование и строительство в столице страны монументальных по архитектуре и выразительных по силуэту высотных зданий оказало большое влияние на застройку центров столиц некоторых союзных республик, областных и других городов, а также ряда столиц социалистических стран. Многочисленные интерпретации башенных зданий с характерным остроконечным шпилем появились, например, в Киеве, Риге, Тбилиси, Баку, Фрунзе, Улан-Удэ, Сталинграде, Ворошиловграде, Тирасполе, Новой Каховке, Ангарске и других городах, а также в Софии, Бухаресте.

Послевоенное развитие Москвы происходило на основе нового Генерального плана (коллектив архитекторов под руководством Д. Чечулина, 1951 г.), содержавшего предложения о жилищном строительстве на новых территориях (Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Кузьминки и др.), застройке магистралей и въездов в столицу, переходе к полносборному домостроению, запрещении нового промышленного строительства. Эти предложения были реализованы в течение 50-х годов.

Строительство новых городов в послевоенное десятилетие было связано, прежде всего, с перспективными экономическими районами Средней Волги, Приуралья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Возводились новые города также в республиках Закавказья, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. В процессе проектирования и застройки новых городов продолжали совершенствоваться принципы функционального зонирования, для размещения жилых районов избирались благоприятные в природном отношении территории, разрабатывались наиболее рациональные приемы планировки. Впервые в градостроительной практике стали широко использоваться серии типовых проектов, индустриальные методы строительства, комплексная застройка и благоустройство территорий, стало утверждаться понимание города как элемента системы расселения, где все его социальные связи рассматривались и решались в комплексе с развитием той или иной группы населенных мест. Это был новый подход.