Карта сайта

РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Широкие градостроительные работы во второй половине 30-х годов развернулись на основе генеральных планов, разрабатываемых прежде всего для крупных городов, столиц союзных республик и промышленных центров. Дело это было новое, беспрецедентное по социальной сущности и грандиозным масштабам, а потому — сложное и противоречивое.

Советская градостроительная наука рассматривает город как единый социальный организм с взаимосвязанными и взаимообусловленными производственными, бытовыми и культурными функциями, развивающийся в конкретных природных условиях, разнообразных социальных связях и отношениях с другими населенными местами, в определенной историко-временной среде. Поэтому генеральные планы должны строго научно обосновывать пределы концентрации и развития промышленности и роста города, целесообразно членить его территорию на функциональные зоны с предпочтением лучших в природном отношении территорий для размещения жилых районов и мест отдыха трудящихся, обеспечивать создание полноценной системы культурно-бытового обслуживания жителей, учитывать степень ценности исторически сложившейся застройки и гармонично сочетать новое со старым в облике населенного места.

Первым объектом коренной социалистической реконструкции стала Москва — политический, административный, культурный и промышленный центр страны, столица СССР. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном плане реконструкции города Москвы» и утвержденный Генеральный план реконструкции Москвы стали важнейшими государственными документами, явившимися основой планомерного строительства и реконструкции на ближайшее десятилетие (1936—1945 гг.)*.

* См.: Строительство и архитектура Москвы.— 1985.— № 6.— С. 2.

 

Постановление давало развернутую оценку сложившейся на протяжении многих веков застройки Москвы с узкими и кривыми улочками, изрезанными множеством переулков и тупиков кварталами, неравномерностью застройки центра и периферии, загроможденностью центра складами и мелкими предприятиями, низкой этажностью и ветхостью домов при крайней их скученности, беспорядочным размещением промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта, что мешало нормальной жизни бурно развивающейся столицы и требовало коренного и планомерного переустройства. Постановление отвергало и проекты сохранения сложившейся застройки Москвы как законсервированного музейного города с созданием нового города за пределами существующего, и предложения о снесении сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану. При этом указывалось, что при создании плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной его перепланировкой путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей, правильного размещения жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнения города, разуплотненности и правильной организации жилых кварталов для создания нормальных, здоровых условий жизни населению города. Высокие требования были предъявлены к целостному архитектурному оформлению площадей, магистралей, набережных, парков, к использованию при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники. В градостроительных решениях необходимо было учитывать холмистый рельеф Москвы, ее реки и парки, чтобы в итоге объединить все разнообразие частей города и создать подлинно гармоничный социалистический город. Подчеркивалась нецелесообразность ориентации на создание города-гиганта с нагромождением большого количества предприятий и недопустимость строительства в Москве новых промышленных объектов, в связи с чем ограничивались пределы роста города (до численности населения примерно в 5 млн. чел. с исходного рубежа почти в 3 млн. жителей и двукратного увеличения территории).

Все эти положения были отражены в Генеральном плане Москвы, разработанном под руководством архитекторов В. Семенова, С. Чернышева и инженера А. Страментова. В первую очередь стала реконструироваться центральная часть города. Полной перестройке подверглись улица Горького, Ленинградское и Можайское шоссе, Большая Калужская (ныне Ленинский проспект) и 1-я Мещанская (ныне проспект Мира) улицы. Садовое кольцо и другие, что проявилось в значительном увеличении их ширины и застройке новыми крупными многоэтажными зданиями. Улица-ансамбль, набережная-ансамбль стали характерной чертой нового архитектурного облика столицы.

Своеобразным эталоном реконструктивных преобразований стала улица Горького. Бывшая 1-я Тверская-Ямская улица уже в течение первого года работ (1937—1938 гг.) превратилась в крупную городскую артерию, задуманную как дорога триумфальных шествий, шириной почти в 60 м на участке от Охотного ряда (ныне проспект Маркса) до Советской площади. К 1941 г. завершилась первая очередь реконструкции улицы от Охотного ряда до Пушкинской площади.

Известные ныне площади центральной части столицы приобрели современный вид в итоге реконструктивных работ конца 30-х годов. Та часть проспекта Маркса, что лежит между зданием Госплана и гостиницей «Москва», возникла после сноса Охотного ряда; Манежная площадь (ныне площадь имени 50-летия Октября) сложилась на территории, очищенной от мелких строений, и т. д. С этих пор открылся прекрасный вид на Кремль, здания Исторического музея, Манежа, Московского государственного университета, образовалась связь улицы Горького с Красной площадью.

Большую роль в формировании архитектурного облика Москвы сыграло появление целого ряда новых крупных мостов, которые были построены в кратчайшие сроки (1936—1938 гг.): через Москву-реку — пять, через Водоотводный канал — три и через Яузу — один. Являясь яркой чертой пространственного облика города, мосты в первую очередь решали важные коммуникационные задачи: связывали различные районы столицы. Одновременно были сооружены знаменитые теперь гранитные набережные Москвы-реки.

Важное место в благоустройстве городской среды стало играть озеленение, в частности создание вокруг Москвы защитного пояса из заповедников и лесопарков, связанных с городскими зелеными массивами, проникающими глубоко в застройку города. Озеленение дополнялось мероприятиями по обводнению волжской водой системы рек и каналов Москвы в результате открытия 1 мая 1937 г. канала Москва-Волга, что улучшило микроклимат и водоснабжение столицы. Мировая практика не знала подобных крупных градостроительных мероприятий, направленных на улучшение условий жизни трудящихся.

Разработка генеральных планов и их реализация развернулись и в других городах страны, сложившихся и новых промышленных центрах, столицах союзных республик.

Значительные работы по развитию и реконструкции города проводились в Ленинграде, который по численности жителей в эти годы почти не уступал Москве. По Генеральному плану 1935 г. определялась стабилизация населения города (до уровня 3,5 млн. чел.) за счет ограничения промышленного строительства, но территория Ленинграда возрастала вдвое в связи со строительством в южном направлении четырех крупных жилых районов: Автово — южнее Кировского завода, района Московского шоссе — южнее завода «Электросила», а также Щемиловки на юго-востоке и на востоке — Малой Охты.

В отличие от Москвы, планировка которой развивалась по радиально-кольцевой системе, реконструкция Ленинграда основывалась на развитии системы магистралей — лучей адмиралтейского треугольника. Главной осью градостроительной композиции должен был стать Московский проспект, идущий на юг в сторону Пулковских высот, на пересечении которого с охватывающей новые районы города главной дуговой магистралью намечалось создать новый городской центр с Домом Советов. Генеральный план обеспечивал хорошую взаимосвязь районов, открывал выход к морю, предусматривал развитие новых районов на наиболее благоприятных в природном отношении территориях, уделял больше внимания озеленению, однако перемещение городского центра в отдаленную жилую часть города оказалось ошибочным и развития не получило. Уже в 1938—1940 гг. в Генеральный план были внесены существенные поправки, сократившие территорию города, скорректировавшие систему городских площадей.

Застройка Ленинграда в предвоенные годы велась комплексно, сочетая возведение жилых домов с созданием сети учреждений культурно-бытового обслуживания, с разбивкой садов и парков, прокладкой новых улиц, сооружением мостов, путепроводов и т. д.

Во второй половине 30-х годов происходило активное градостроительное развитие столиц союзных республик. В 1934 г. столица Украины из Харькова была перенесена в Киев. Два года спустя был утвержден генеральный план его реконструкции и развития, в котором рационально решались вопросы зонирования территории: наиболее живописные районы (Лукьяновка, Печерско-Зверинецкий) резервировались для жилищного строительства, новые промышленные предприятия сосредоточивались на левом берегу Днепра в районе Дарницы, а также в Святошине. Согласно генеральному плану были возведены стадионы «Динамо» и «Центральный», проводились работы по созданию благоустроенных парков, скверов, сооружению набережных, формированию ансамбля Правительственной площади на высоком берегу Днепра, планировалась реконструкция территории Подола.

Большой размах получили работы по застройке и реконструкции Минска. В его центральной части были возведены крупные общественные здания: ЦК КП Белоруссии, Дом правительства, театр оперы и балета, окружной Дом офицеров, высшая партийная школа и другие, комплекс зданий университетского городка и значительное число многоэтажных жилых домов, коренным образом изменивших облик столицы республики, придавших монументальность и крупный масштаб застройке центрального района. Новый район стал формироваться в северо-восточной части Минска, где были построены здания Академии наук БССР, комплекс зданий политехнического института и клинического городка, другие учебные и научные учреждения.