Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

В тяжелых условиях 1918—1920 гг. в стране развертывалась культурная революция, в первую очередь успешно преодолевалась неграмотность населения. В те годы сложилась система единой трудовой советской школы, заменившая существовавшие прежде гимназии, реальные училища, церковно-приход-ские и земские школы.

Несмотря на серьезные экономические трудности, значительные средства выделялись на развитие высшей школы, было создано много новых университетов, высших технических, педагогических и других учебных заведений. И если в 1914 г. в стране имелся 91 вуз, то в 1920/21 учебном году их было уже 244 и вдвое больше студентов.

Развивалась молодая советская наука. Возникло более ста новых научных учреждений, крупные научные и учебные центры появились в национальных республиках: Украинская академия наук, Среднеазиатский университет в Ташкенте и др.

Так начиналась революция в области культуры, которую В. И. Ленин считал важной составной частью социалистического преобразования страны и в процессе которой необходимо было создать условия для приобщения самых широких масс трудящихся к политике, знаниям, культурным ценностям, ввести всеобщее обязательное обучение для подрастающего поколения.

Широкая, всеобъемлющая программа культурной революции, которую предстояло реализовать в исторически короткие сроки, выдвинула и перед советской архитектурой новые, сложные и вдохновляющие цели. Стали формироваться и развиваться многочисленные типы общественных зданий, отвечающие задачам и потребностям культурного обслуживания трудящихся, возникла сфера архитектуры массовых общественных зданий и сооружений.

Показательно в этом отношении формирование архитектуры школьных зданий, ставших одним из наиболее массовых типов общественных зданий, призванных создать базу для решения первейшей задачи культурной революции — введения всеобщего обязательного обучения детей и превращения нашей Родины в страну сплошной грамотности.

Проектирование и строительство школ во второй половине 20-х годов совпало с внедрением в организацию учебного процесса лабораторно-бригадного метода обучения, требовавшего большого числа отдельных аудиторий, кабинетов, лабораторий. Здания школ проектировались очень крупными — на 1,5—2 тыс. учащихся. При этом учебные классы составляли лишь третью часть, остальные две трети приходились на вспомогательные помещения, что привело к дороговизне строительства и неудобству в эксплуатации таких школ.

Одним из первых примеров школьного здания нового типа была выстроенная в Московско-Нарвском районе Ленинграда школа на тысячу учащихся (архитектор А. Никольский, 1926—1927 гг.). Здание имело две группы помещений с самостоятельными входами и вестибюлями: для учащихся 1-й и 2-й ступеней*. Отдельно выделялись актовый и физкультурный залы, что позволяло •спользовать их во внешкольное время. Учебные помещения включали 25 общих аудиторий, физический и химический кабинеты с лабораториями, три мастерских, обсерваторию, класс рисования, библиотеку, медпункт. Окна классов были обращены на юг и юго-восток, все помещения школы были светлым и, оборудовались центральным отоплением, вентиляцией, имели добротную отделку (паркетные полы, дубовые парадные двери и пр.). Школы подобного типа были построены в разных городах, но наибольший интерес представляют три ленинградские школы — на Лесном проспекте (архитекторы А. Никольский, В. Гальперин, 1930—1932 гг.), на улице Ткачей (архитектор Г. Симонов, 1928—1929 гг.) и на улице Стачек (архитектор И. Фомин, 1930 г.); а также школы в Москве — на Русаковской улице (архитектор Н. Федоров, 1928— 1929 гг.) и на Крымской площади (архитектор Н. Федоров, 1930 г.) и ряд других.

Жизнь показала, что школьные здания подобного типа были нерациональны, не отвечали задачам всеобщего обязательного обучения, введенного с 1930/31 учебного года и вызвавшего необходимость строительства громадного числа новых школ по экономичным проектам. В начале 30-х годов намерился также отказ от неоправдавших себя «новейших» методов обучения** была введена система классного обучения. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. определило требуемую организационную структуру и типы общеобразовательных школ по их вместимости — на 280, 400 и 880 учащихся. В связи с массовым возведением школьных зданий их строительный объем был жестко ограничен, в результате чего учебные помещения составили две трети, а вспомогательные — треть общей площади помещений.

* На 1-й ступени обучались дети от 8 до 13 лет, а на 2-й —юноши и девушки до 17 лет.
** Например, от того же лабораторно-бригадного метода.

 

Двухкомплектная, состоящая из двух зданий, школа на 880 учащихся с 22 классами предназначалась для строительства в крупных городах, а для остальных случаев предусматривались однокомплектная школа с 10 учебными классами на 400 и неполная средняя школа с 7 учебными классами на 280 учащихся. В каждом типе школьного здания строго регламентировался состав учебных и подсобных помещений — классов, лабораторий, библиотек, комнат для педагогов и администрации и т. д. В итоге объем зданий в расчете на одного учащегося сократился более чем вдвое в сопоставлении с прежними проектами школ.

До 1935 г. школьное строительство в городах нашей страны осуществлялось по индивидуальным и повторно применяемым проектам, но год спустя его основу составили уже первые типовые проекты. Типовое проектирование школьных зданий, учитывающее особенности организации учебного процесса, геальные возможности строительного производства, требования экономики и эстетики, продолжало успешно развиваться в последующие годы и десятиле-~вя, став основой формирования сети школьных зданий в нашей стране.

Активное развитие сети школьных зданий происходило и в сельской мест--ости, где реконструировались старые и строились новые школы. Например, в 1926 г. в Вятской губернии построили 50 новых школ, в Звенигородском езде Подмосковья построили 9 и реконструировали 40 зданий, в Криворож-;-сом округе на Украине в течение 1925—1926 гг. возвели 60 и переоборудовали 50 старых школ. Типовое проектирование для нужд сельского школь--ого строительства началось почти на десятилетие раньше, чем для нужд города. Еще в 1926 г. по заданию Наркомпроса были подготовлены типовые проекты небольших школ, где наряду с классами размещалась и квартира для учителя. Правда, первые проекты сельских школьных зданий разрабатывались уже в 1919—1920 гг. (в числе которых известны предложения архитекторов Н. Колли, С. Серафимова). В дальнейшем, в 30-е годы, проектирование школьных зданий для села продолжалось в созданных проектных организациях, проводились всесоюзные и республиканские конкурсы, велись научно-исследовательские работы в системе Академии архитектуры СССР.

Большую роль в развитии архитектуры общественных зданий сыграло превращение ряда городов после образования в 1922 г. СССР в столицы союзных и автономных республик.