Карта сайта

АРХИТЕКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ - Часть 2

В конце 20-х годов у горы Магнитной на Урале было развернуто небывалое по масштабам и темпам строительство Магнитогорского металлургического комбината, представлявшего по своему объемно-пространственному построению инженерно-архитектурный комплекс с огромными корпусами мартеновских и сортопрокатных цехов длиной в сотни метров, различными инженерными сооружениями. Выразительный и своеобразный силуэт комбината играл существенную роль в формировании облика всего города, его планировки, функциональной структуры и пр.

В эти годы начинается постепенная типизация промышленных сооружений и индустриализация строительства, но в то же время продолжаются и поиски новых архитектурных форм и композиций.

Темпы и масштабы промышленного строительства продолжали возрастать. Если за первую пятилетку вошло в строй 1,5 тыс. фабрик, заводов и шахт, то за вторую крупных промышленных предприятий было построено втрое больше.

Вошли в строй Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Уральский вагоностроительный, Челябинский тракторный, Харьковский завод сверлильных станков и другие, а также 22 гидроэлектростанции и два мощных канала: Беломорско-Балтийский (1933 г.) и Москва-Волга (1937 г.).

При проектировании промышленных объектов инженеры и архитекторы стремились к созданию комфортной производственной среды, в том числе рациональной организации технологического процесса, механизации труда, необходимого освещения и вентиляции цехов, бытового и медицинского обслуживания работающих. Одновременно наблюдалось стремление эстетизации промышленных сооружений. Шли поиски их художественного Образа, отражающего специфику производства. Успешно работали в области промышленного зодчества архитекторы В. Веснин, А. Кузнецов, А. Фисенко, И. Николаев, В. Мыслин, Е. Попов и др.

Грандиозным гидротехническим сооружением стал канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) протяженностью 128 км, возведенный за короткий срок (1933—1937 гг.) по проекту коллектива инженеров и архитекторов, руководимого инженером С. Жуком. Земляные и бетонные работы на трассе канала по объему втрое превзошли работы на Днепрострое. Было возведено 240 гидротехнических сооружений, 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций и 5 насосных станций.

В итоге создан архитектурный комплекс, отличающийся простой и ясной композицией, отражающей функциональное назначение и конструктивную основу этого гигантского сооружения. Широкое использование средств монументального искусства — тематических рельефов, аллегорических скульптур, эмблем — в архитектуре различных сооружений канала позволило ярко запечатлеть пафос созидательного труда советского народа.

Одним из крупных сооружений канала является Химкинский порт, имеющий протяженный грузовой причал с разнообразными вспомогательными помещениями и службами и здание пассажирского вокзала, определяющее облик всего порта (архитектор А. Рухлядев).

В целом за годы первой и второй пятилеток промышленная архитектура превратилась в крупную и перспективную область советского зодчества. Успешно решались вопросы организации городских промышленных районов, проектирования и строительства различных предприятий, внедрения прогрессивных конструкций, создания высокохудожественных промышленных ансамблей.

Социалистическое переустройство сельского хозяйства потребовало развертывания производственного строительства на селе.

Для обеспечения колхозного производственного строительства проектной документацией «Колхозцентром» в 1929 г. был издан «Альбом проектов для колхозов», который содержал проекты основных типов сельских производственных зданий: свинарников, двухрядных коровников и др.

Большой объем производственного строительства велся в показательных хозяйствах. Например, в поселке совхоза-вуза «Зерноград», в его производственном секторе, были построены по специальным проектам элеватор, механическая мастерская, манеж, водонапорная башня, электростанция.

Основной объем производственного строительства на селе составляли небольшие временные коровники (на 30—50 голов), но строились и капитальные животноводческие и складские постройки.

К работе над созданием новых прогрессивных типов сельских производственных зданий были привлечены многие ученые и архитекторы. С 1934 г. вопросами сельскохозяйственной архитектуры стала заниматься Академия архитектуры СССР; уделяя серьезное внимание машинно-тракторным станциям, она выполнила типовые схемы их функциональной планировки с учетом разнообразных природных условий и задач создания целостного поселка МТС.

В эти годы животноводческие постройки сооружались в основном кустарным способом из местных строительных материалов, были единичными, не образуя каких-либо производственных комплексов. Однако близ Москвы, Ленинграда и других крупных городов стали создаваться целые животноводческие хозяйства, представлявшие собой довольно крупные и сложные постройки.

Для руководства производственным строительством на селе Наркомат земледелия в 1937 г. издал альбом рекомендуемых проектов, где были чертежи коровников на 50, 100 и 200 голов, свинарников на 25, 50 и 75 стойл, птичников, мастерских различного профиля, складов, кирпичного завода и пр. Новые производственные здания проектировались с учетом их специализации, соблюдения технологических и зоогигиенических требований, на основе прогрессивной секционной планировки, что коренным образом отличало их от сельских построек дореволюционных лет.

Развитие архитектуры сельскохозяйственных производственных сооружений и комплексов укрепило материально-техническую базу новой, социалистической деревни.