Карта сайта

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших задач, решаемых в ходе проводимой у нас в стране школьной реформы,— это значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Интересы формирования духовно богатой, гармонически развитой личности требуют, чтобы уже с раннего возраста у детей развивалось чувство прекрасного, вырабатывались высокие эстетические вкусы, способность понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы*

С незапамятных времен служит людям и восхищает их своими лучшими образцами зодчество. По убеждению древних греков, в мире существовало семь чудес: египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского и висячие сады Семирамиды. Большинство из них, как видим,— произведения архитектуры. Эмоциональное воздействие архитектурных шедевров всегда было так велико, что древние называли архитектуру «застывшей музыкой».

Зодчество идет, развиваясь и совершенствуясь, в ногу с исторической поступью человеческого общества, прогрессом цивилизации, является основной, наиболее существенной составляющей его материальной культуры. Это позволило Н. В. Гоголю с полным основанием произнести ставшие крылатыми слова: «Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе»**.

* См.: Реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов.— М., 1984.
** Гоголь Н. В. Собр. соч.—М„ 1986,— Т. 6,—С. 77—78.

 

И в самом деле, изучая историю древнего мира, мы непременно связываем ее с монументальными скальными храмами и гробницами Египта, афинским Акрополем, римским Пантеоном; средневековье встает перед мысленным взором устремленными в поднебесье формами готических соборов, а русская история проходит образами Киевской Софии и Московского Кремля, церкви Покрова на Нерли и Зимнего дворца.

Настоящая книга посвящена архитектуре Советского государства, история которого насчитывает семь десятилетий. Советское зодчество интенсивно развивалось с первых послереволюционных лет. И в наши дни продолжается процесс его совершенствования.

История архитектуры нередко представляется лишь как история выдающихся сооружений, уникальных построек. На самом же деле существо архитектуры заключается в том, что она создает материальную среду жизни людей в виде зданий и сооружений, их ансамблей, городов и поселков, целых систем расселения, среду, предназначенную для самых разнообразных трудовых, бытовых, эстетических процессов, происходящих в обществе. Вот почему, изучая архитектуру, важно рассматривать ее как социальное явление, рожденное запросами жизни, в единстве утилитарно-функциональных и художественно-эстетических сторон.

В предлагаемой читателю книге как раз и сделана попытка рассказать об истории советской архитектуры в контексте социально-экономического развития нашего государства, показать, как наши зодчие и строители средствами архитектуры решали задачи удовлетворения насущных народнохозяйственных, социально-бытовых и культурных потребностей всего советского народа.

Построение книги соответствует трем основным периодам в истории советской архитектуры. Становление ее происходило с 1917 г. до середины 30-х годов, когда создавалась материально-техническая база социализма. В эти годы проявилась и раскрыла себя социальная миссия социалистического зодчества, которую сформулировал один из основоположников советской архитектурной школы, первый президент Академии архитектуры СССР В. А. Веснин.

«Одной из замечательных особенностей нашего социалистического строительства,— писал он в 1938 г.,— является тот факт, что все это строительство проникнуто заботой об интересах всего народа... Потому-то такое огромное место занимают в нашем грандиозном строительстве те объекты, которые призваны обслуживать культурные и бытовые потребности трудящихся. Эти объекты, сооружения массового характера, воздвигаются в нашей стране в таком количестве, с таким размахом, какого не знала история строительного дела во всем мире... Советской архитектуре глубоко чуждо то разделение, которое усвоено в архитектуре капиталистических стран, где только единичные сооружения, обслуживающие верхушку общества, считаются полноценными произведениями архитектуры. Над ними трудятся лучшие архитекторы, на них затрачиваются лучшие материалы. Сооружения же, предназначенные для массы населения, для народа, представляют собой какой-то архитектурный суррогат, архитектуру «второго сорта».

Наша советская архитектура выдвигает диаметрально противоположный принцип. Именно сооружения массового порядка, служащие бытовым и культурным потребностям народа, должны быть в центре внимания всего архитектурного творчества»*.

* Мастера советской архитектуры об архитектуре.— М„ 1975.— Т. 2.— С. 57—58.

 

В первой главе книги рассматриваются вопросы становления социалистической архитектуры в нашей стране на примерах градостроительства, промышленной архитектуры, архитектуры жилых и общественных зданий, сельского зодчества, монументальной пропаганды, теоретических поисков в общем русле исторических преобразований, происходивших в СССР после свершения Великой Октябрьской социалистической революции и до середины 30-х годов.

Во второй главе прослеживается формирование и развитие творческих концепций архитектуры социализма в условиях нового этапа социально-экономического развития СССР со второй половины 30-х годов и до середины 50-х годов на примерах планировки и застройки городов и поселков, развивающегося промышленного, массового жилищного и культурно-бытового строительства в городе и на селе.