Карта сайта

У МИРА ВСЕГО НА ВИДУ - Часть 5

Две последующие композиции ансамбля, выполненные в виде стен-руин, посвящены теме клятвы советских воинов в верности Отчизне и теме победоносного наступления Советской Армии. Как бы из дымки времени возникают на стенах образы героев битвы — образы-воспоминания. Вот в центре левой стены на всю высоту из руин возникает фигура солдата, сердце которого вместе с грудью вырвал осколок снаряда. Солдат погиб, но он стоит, словно сам стал несокрушимой стеной, преградившей путь врагу. Вот на этой стене другая композиция — молодой солдат подхватил знамя, выпавшее из рук товарища. Перед знаменем с изображением Ленина строй воинов клянется не посрамить славы русского оружия. А вот лишь рука с пробитым осколком снаряда комсомольским билетом. В конце левой стены мы видим еще одну группу бойцов в касках — суровы и мужественны их лица. И над группой надпись: «Все они были простыми смертными».

Да, все они были простыми смертными, и они выполнили свою клятву — об этом рассказывают многочисленные композиции правой стены. Ее центральный образ — боец с поднятым автоматом и протянутым вперед знаменем, зовущий за собой на разгром врага. Здесь же показаны отдельные эпизоды защиты волжской твердыни. А вот надписи: «Если погибну, считайте меня коммунистом», «Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций? — Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание-смерть!» и десятки других волнующих надписей, исторически достоверных. Ими испещрены обе стены. Е. В. Вучетич рассказывает, что пробираясь через подлинные руины, он собирал эти сделанные в дни боев надписи, чтобы потом навечно за-печатлеть их в памятнике.

Осмотрев стены-руины, по широкой лестнице, идущей между ними, поднимаемся на следующую площадь ансамбля — площадь Героев. В центре ее — огромный прямоугольный бассейн, через края которого переливается вода. Шесть двухфигурных композиций, расположенных на постаментах по краю площади, воссоздают различные эпизоды борьбы защитников Сталинграда. Композиции изображают рядовых и офицеров нашей армии; девушку-санитарку, несущую раненого бойца; матроса, идущего со связкой гранат на фашистский танк; война, спасающего знамя части; солдат, уничтожающих свастику и гидру, которая символизирует фашизм.

Все эти скульптуры стоят на правой стороне площади Героев, а слева — стена, ставшая полотнищем знамени, на котором начертаны слова, навсегда врезающиеся в память: «Железный ветер бил им в лицо, а они шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»

С площади Героев проходим на площадь Скорби, в Зал воинской славы. Здесь на тридцати четырех приспущенных мозаичных знаменах написаны имена погибших героев — их должны знать современники и потомки. В центре зала — каменная рука, держащая факел с Вечным огнем.

На другом конце площади возвышается тринадцатиметровая скульптура скорбящей матери: женщина склонилась над погибшим сыном.

Выше площади Скорби, почти у самой вершины Мамаева кургана, — братские могилы, в которых похоронены известные и неизвестные защитники Сталинграда. А еще выше, венчая весь ансамбль, стоит пятидесятидвухметровая скульптура «Родина-мать зовет!». Женщина стремительно шагнула вперед, подняв в руке тридцатиметровый меч. Она как бы увлекает воинов за собой. Ее фигура видна не только со всех мест ансамбля, но и со многих точек города, а также с Волги.

«Каждая часть волгоградского ансамбля, — писал Е. В. Вучетич, — прежде чем быть сооруженной в натуральную величину на месте, прошла очень серьезную проверку жизнью. Рабочие модели основных монументов без конкретных названий экспонировались на многочисленных художественных выставках, которые за годы сооружения ансамбля были в Москве, в Волгограде, Ростове-на-Дону, Ленинграде и других городах, а также широко публиковались в печати. И лишь после того как было очевидно, что композиции духовно приняты зрителями, начиналось их сооружение на месте. Вот почему в процессе строительства приходилось по многу раз многое переделывать и пересматривать вновь».

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в знаменательные дни кануна полувекового юбилея Советской власти—15 октября 1967 года. Для участия в этом памятном событии в Волгоград прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный, Министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко, Маршалы Советского Союза И. X. Баграмян, Ф. И. Голиков, А. И. Еременко, И. С. Конев, К. С. Москаленко, В. Д. Соколовский, В. И. Чуйков и другие выдающиеся военачальники, участники битвы на Волге, а также делегации городов-героев Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя и Брестской крепости-героя, Советский народ, партия и правительство высоко оценили труд создателей уникального памятника — скульптор Е. В. Вучетич удостоен звания Героя Социалистического Труда, архитектор Я. Б. Белопольский награжден орденом Ленина, орденами и медалями отмечена работа группы членов авторского коллектива.

В Волгограде кроме ансамбля на Мамаевом кургане можно увидеть еще одну работу Е. В. Вучетича. В содружестве с архитектором Т. А. Захаровым он создал памятник В. И. Ленину, который был открыт здесь в 90-ю годовщину со дня рождения Владимира Ильича. Площадь, где на пьедестале из красного гранита высится отлитая из бронзы девятиметровая фигура вождя, с 21 апреля 1960 года носит имя

В. И. Ленина.

...И вот, наконец, четвертая страница истории волжского города-героя — современная.

В невиданно короткий срок свершилось то, что на Западе называют чудом: на месте страшных руин поднялся над Волгой новый великолепный город, ставший одним из красивейших в стране. Сегодня Волгоград — крупнейший промышленный и культурный центр Поволжья. После войны здесь построены алюминиевый завод, важнейший в стране поставщик стального каната и проволоки — сталепроволочно-ка-натный завод, нефтеперерабатывающий завод, дающий бензин и дизельное топливо, и другие предприятия.

А как обновились, помолодели старые, возрожденные после войны заводы — Тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь»...
Давайте предоставим слово цифрам. Перед нами две справки, напечатанные в феврале 1967 года в одном из номеров газеты «Известия». Они рассказывают о пути, пройденном городом за 50 советских лет:

Царицын, год 1917-й

Население города—135 тысяч человек.

Фонд жилой площади— 710 тысяч квадратных метров.

Промышленность в основном представлена мелкими деревообрабатывающими предприятиями.

Электричества нет. Ночью на улицах горят 745 керосиновых фонарей.

На весь город — две гимназии, ни одного института.

В городе 30 медицинских работников, из них врачей — 17.

Одна библиотека с небольшим книжным фондом, один театр.

Около 30 магазинов. Трактиры. Кабаки.

Волгоград, год 1967-й

В городе проживает почти 800 тысяч человек.

Площадь жилых домов превышает 5 миллионов квадратных метров. Почти все дома построены после войны.

На 156 крупных и средних промышленных предприятиях трудится около 156 тысяч человек. Продукция экспортируется в 44 страны.

Волгоград — крупнейший энергетический центр Поволжья. Только ГЭС имени XXII съезда КПСС выработала со дня пуска более 70 миллиардов ки-ловатт-часов электроэнергии.

Больше 100 школ, 6 вузов, 224 тысячи учеников, 28 тысяч студентов.

4079 врачей, средний медицинский персонал — 8700 человек.

260 библиотек, 5 профессиональных театров, десятки кинотеатров.

В городе более 850 магазинов, 840 кафе, столовых, ресторанов.

Поистине за годы сделаны дела столетий! Ведь в 1917-м Царицыну было от роду 328 лет... (Кстати заметим, что многие ошибочно связывают старое название города со словом «царица». Его происхождение иное. Речка, которая протекала близ места, где была заложена русская сторожевая крепость, называлась Сары-су, что в переводе с татарского языка означает «желтая вода».)

Говоря о Волгограде, нельзя не сказать хотя бы очень коротко о южном его районе — Красноармейском. И вот почему: в этом районе начинается Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Тут расположен его первый шлюз, увенчанный сорокаметровой триумфальной аркой. В Красноармейском районе расположены также Волгоградская судоверфь, выпускающая крупные грузовые суда и рыболовецкие траулеры, завод медицинских горчичников и ряд других промышленных предприятий.

Но пора расставаться с прекрасным и гостеприимным городом-героем...