Карта сайта

У МИРА ВСЕГО НА ВИДУ - Часть 4

В начале каждого часа в сквере, у могилы героев, звучит торжественно-траурная музыка Симфонической поэмы, написанной волгоградским композитором В. Н. Семеновым. И ежедневно каждые полчаса у Вечного огня сменяется почетный караул пионеров и комсомольцев Волгограда. Пионерско-комсомоль-ский пост № 1 в этом месте существует с ноября 1965 года. В руках юных часовых — автоматы с выгравированной на металлической пластинке надписью: «Автомат участника Сталинградской битвы».

В клятве, которую дают те, кто несет здесь вахту, говорится:

«Вступая в почетный караул на пост № 1, клянусь до конца дней своих быть достойным памяти погибших за Сталинград;

клянусь крепко держать в руках оружие наших отцов — защитников Родины;

клянусь стойко, как подобает пионеру и комсомольцу, охранять их покой.

Я не уйду с этого поста, даже если моей жизни будет угрожать смертельная опасность.

Если же я нарушу клятву, пусть меня постигнет суровое наказание товарищей и презрение волгоградцев».

В этом же сквере на площади Павших борцов есть еще одна дорогая могила, над которой высится памятная стела. Здесь похоронены Герои Советского Союза — славный сын испанского народа капитан Рубен Ибаррури и уроженец Волгограда летчик Владимир Григорьевич Каменщиков, уничтоживший 37 фашистских самолетов. В этой могиле покоится также командир артиллерийской батареи капитан Хафиз Фаттяхутдинов, посмертно награжденный орденом Ленина.

Круглый год братские могилы героев — и те, что в сквере на площади Павших борцов, и те, что в других районах города, — украшены живыми цветами; их приносят сюда местные жители и гости, которые приезжают со всех концов земли.

А как волнует каждого посещение других памятных мест, связанных с великой битвой на Волге! Вот легендарный дом Павлова — теперь это обычный четырехэтажный жилой дом. И только торцовая стена, выходящая на площадь имени В. И. Ленина, у него особая — на ней красуется огромное рельефное панно, которое повествует о том, что во время войны этот дом 58 дней был неприступной крепостью. Это панно, занявшее всю стену, создали волгоградские художники А. В. Голованов и П. Л. Малков. От дома Павлова отходит полукруглая колоннада.

Недалеко от дома Павлова, у самой Волги, как жестокое и грозное напоминание о том, что несет людям война, стоят руины мельницы № 3. Прикрепленная к стене мемориальная доска поясняет: «Руины мельницы имени К. П. Грудинина — исторический заповедник. Здесь в 1942 году происходили ожесточенные бои воинов 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии с немецко-фашистскими захватчиками». Сохраняемые в том виде, в каком они остались после боев, эти руины в недалеком будущем станут частью мемориального комплекса, который намечено здесь создать.

Памятная доска на центральном универмаге, говорящая о том, что в подвале этого здания был пленен фельдмаршал Паулюс; надпись на подпорной стене волжского берега, свидетельствующая, что «здесь стояли насмерть гвардейцы генерала Родимцева. Выстояв, мы победили смерть»; постаменты с танковыми башнями, которыми обозначен передний край обороны советских войск на 19 ноября 1942 года; «Остров Людникова» в поселке завода «Баррикады»; памятник воинам-чекистам, установленный на высоком правом берегу реки Царицы; элеватор на Рабоче-крестьянской улице, за который в дни Сталинградского сражения борьба была особенно упорной и ожесточенной, — все это запоминается надолго, навсегда.

Самый же грандиозный памятник-ансамбль в честь героев битвы на Волге сооружен на легендарном Мамаевом кургане. В книге «Начало пути» Маршал Советского Союза В. И. Чуйков пишет, что «встречные бои и встречные атаки, вернее, смертельные схватки... продолжались на Мамаевом кургане до конца января 1943 года... Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».

Памятник-ансамбль, который воздвигнут на этом кургане, достойно увековечивает бессмертный ратный подвиг защитников волжской твердыни.

Руководитель авторского коллектива, создавшего это выдающееся произведение искусства, Герои
Социалистического Труда, народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич в статье «С вершины кургана», опубликованной 1 октября 1967 года газетой «Волгоградская правда», писал:

«Сооружение памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы — итог многолетнего напряженного труда огромного коллектива строителей, художников, скульпторов, архитекторов, рабочих и воинов нашей армии.

Над проектом памятника вместе с архитектором Я. Б. Белопольским мы начали работать еще в 1948 году, когда заканчивалось строительство в берлинском Трептов-парке памятника-ансамбля воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом.

Разрабатывая проект, мы тщательно изучали многочисленные исторические материалы и свидетельства, чтобы реально представить картину грандиозного сражения, ощутить тот беспримерный массовый героизм, который советские люди проявили, защищая родную землю. Памятник должен был как бы воскресить образы тех, кто стоял здесь насмерть. И хотя это событие отделяют от наших дней более двух десятков лет, мы хотели рассказать о нем как бы от лица участников отображаемых событий, увековечить образы героев для грядущих поколений».

Каков же он, этот памятник?

Начинается он с вводной композиции — большого горельефа, изображающего людей, идущих с венками и приспущенными знаменами поклониться памяти героев. Эта композиция, подобно увертюре в опере, создает определенное настроение. Когда вы смотрите на эту процессию, вы словно присоединяетесь к ней. И вот уже по широкому лестничному маршу вы выходите на первую террасу ансамбля.

Здесь установлен первый монумент — «Стоять насмерть!». Из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу, вырастает могучая фигура воина, зажавшего в одной руке противотанковую гранату, в другой — автомат,— он готов к бою, готов нанести врагу неотразимый удар, готов стоять насмерть, защищая родную землю, с которой слился и которая дает ему новые силы. И не ищите в облике воина портретного сходства с кем бы то ни было из героев
Сталинградской битвы, ибо этот монумент — аллегорический образ всего советского народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины.