Карта сайта

У МИРА ВСЕГО НА ВИДУ

Так уж распорядилась история, что волгоградская земля с первых дней Советской власти была на виду у всего мира.

И вот теперь эта дорогая сердцу каждого советского человека земля — земля воинов и тружеников, земля героев — перед нами: ее поля уходят далеко-далеко от обоих берегов, вдоль которых неторопливо плывет наш теплоход. Сурова природа здешних мест — летом нещадно палит солнце, жгут суховеи, зимой досаждают морозы и колючие ветры.

Первый крупный населенный пункт Волгоградской области на нашем маршруте — город Камышин. Собственно, крупным он стал только в самые последние годы, когда в нем, как любят говорить проектировщики, было «посажено» несколько важных промышленных предприятий. Одно из них — крупнейший хлопчатобумажный комбинат. Это — новостройка семилетки.

Впрочем, строителям тут хватит работы надолго — комбинат растет, а главное — продолжает расти сам город: преображаются, молодеют старые улицы, возникают новые.

Жители Камышина горячо любят свой город, а ес"и вам доведется с кем-либо из них заговорить о том, чем славится Камышин, вы услышите, что их текстильный комбинат ежесуточно выпускает 670 тысяч метров тканей. Это лента, равная расстоянию от Москвы до Ленинграда. И выпускают они ткани не одного, а 28 наименований.

Вы сможете узнать также, что в Камышине построен и действует большой завод подъемных кранов, которые покупают 25 стран мира, что всесоюзную известность имеет здешний завод стеклотары, что в городе развивается лакокрасочная промышленность. Словом, жизнь в Камышине бьет ключом.

И как не похож он на дореволюционный Камышин, который населяли всего 16 тысяч человек, а на салотопенном, мыловаренном и кожевенном заводах было занято лишь 108 рабочих.

Нельзя не вспомнить близ Камышина и такой факт: советские люди решили задачу почти трехвековой давности — соединили Волгу с Доном. Хотя место, где начинается Волго-Донской канал имени В. И. Ленина, мы увидим ниже, при выходе из Волгограда, разговор о породнении этих рек возник здесь не случайно. Дело в том, что недалеко от Камышина находится место «волока», по которому еще в глубокую старину перетаскивали суда из притока Волги — Камышинки — в приток Дона — Иловлю. Именно на месте этого «волока» по приказу Петра I, отлично понимавшего значение канала между Волгой и Доном, и было начато строительство «прокопа». Однако довести эту работу до конца Петру помешала Северная война.

И еще об одном следует сказать, подъезжая к Камышину. Чтобы преградить дорогу суховеям, задержать их наступление на пашни и сады, в Волгоградской области широко практикуется полезащитное лесонасаждение. Здесь есть государственные лесные полосы, а также колхозные и совхозные. У Камышина начинается одна из государственных полос — она уходит в степь на 250 километров и состоит из трех рядов деревьев — дуба, ясеня и клена.

Благотворное влияние на местный климат оказывает и Волгоградское водохранилище, разлившееся вдоль русла Волги на шестьсот с лишним километров— почти до самого Балакова.

Более 33 миллиардов кубометров воды, хранящейся в чаше Волгоградского моря, — надежный источник орошения многих миллионов гектаров засушливых прежде земель Заволжья. Чтобы само море со временем не заилилось и не обмелело, на его берегах созданы специальные защитные полосы из кустарников и деревьев.

Земли, лежащие ниже Камышина, особенно благодатны для возделывания бахчевых культур. Недаром большую левобережную пристань Быковы Хутора именуют «арбузной столицей», а расположен н ы й дальше на юг город Дубовка знаменит, в первую очередь, своими дынями, лучший сорт которых и зовгтся — «дубовка».

Дубовка интересна и своей историей. В XVIII веке, до восстания Пугачева, это был главный в Поволжье казачий посад—в Дубовке жили атаман и войсковая верхушка волжского казачества. Когда же сюда подошли повстанцы Пугачева, дубовские казаки встретили их хлебом-солью, чем сильно разгневали Екатерину II.

После подавления восстания императрица распорядилась «разжаловать» Дубовку в рядовой посад, а многих ее жителей выслать из родных мест.

В связи с развитием на Волге судоходства Дубовка к середине прошлого века превратилась в крупную пристань и торгово-промышленный пункт. Но потом в жизни посада наступил застой, и на долгие годы Дубовка осталась просто крупным селом. Лишь в советское время она снова начала расти и развиваться-Теперь Дубовка — город, в котором действуют пло-дово-консервный, молочный и другие заводы. Развито ковровое производство. Для подготовки молодых специалистов открыты сельскохозяйственный техникум и педагогическое училище.

У каждого времени свои города-ровесники, горо-да-символы. И так же, как от тридцатых годов неотделимы Магнитогорск и Комсомольск-на-Амуре, так символом пятидесятых и шестидесятых годов стал город Волжский — город, к которому приближается наш теплоход. Тот, кто хотя бы однажды побывал в этом городе юных, никогда не забудет его нарядные, утопающие в зелени улицы, его индустриальный пейзаж.

Волжский возник на месте, где прежде была деревня Безродное. Сейчас трудно сказать, почему ее так назвали — то ли потому, что безродными, пришлыми из иных краев, были ее основатели, то ли потому, что здешняя земля оказалась безродной, неурожайной, а может быть, и по какой-нибудь другой причине...

На месте села Безродного за полтора десятилетия вырос великолепный город юных: средний возраст 120-тысячного населения Волжского — 25 лет.

В майские дни 1966 года, когда в Москве проходил XV съезд ВЛКСМ, в жизни комсомольской организации Волжского произошло большое событие — она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Так высоко Родина отметила ее заслуги в строительстве Волжской гидроэлектростанции имени У.ХП съезда КПСС, предприятий химии и самого города Волжского.

Волжский — город будущего. Он сразу строился на века. Все дома здесь каменные, благоустроенные. Тут очень много зелени, Дворец культуры, спортивный комплекс с зимним плавательным бассейном.