Карта сайта

НОВЬ САРАТОВЩИНЫ

Справа по борту показался городок — уютный, зеленый, с гористой приречной частью. Это Хвалынск — первый на нашем маршруте город Саратовской области.

Основан Хвалынск в 1606 году крепостными крестьянами московского Чудова монастыря. Сначала это была монастырская рыболовецкая колония, именовавшаяся Сосновым островом. Затем на месте колонии возникло село Архангельское, которое в 1780 году было преобразовано в город. По названию Хвалынском моря (в древности так называли Каспийское море) город нарекли Хвалынском. В окрестностях — Черемшанах — в середине прошлого столетия купцы-старообрядцы построили старообрядческие монастыри, мужской и женский. Октябрьская революция изменила быт и нравы тихого городка. Начались дни бурные, кипучие, насыщенные большими событиями. Позднее они нашли отражение в трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» — писатель рассказал об ожесточенных боях под Хвалынском в годы гражданской войны. С историей города, его прошлым и настоящим можно познакомиться в местном краеведческом музее, основанном полвека назад правнуком писателя-революционера А. Н. Радищева.

В 1930-е годы Хвалынск стал городом здравниц. На крутых откосах Волги белеют корпуса санатория «Черем-шаны», домов отдыха. Плещется волжская волна у подошвы Хвалынских гор.

Курчавятся на них яблоневые сады, виноградники, в темных оврагах растет орешник.

Обильные урожаи фруктовых садов перерабатывает Хвалынский консервный комбинат: он выпускает варенье, джемы, компоты и другие виды продукции. А когда к Хвалынску подступят воды Саратовского водохранилища, город станет крупным портом.

Вскоре за Хвалынском теплоход минует правобережную пристань Алексеевку. Дальше у самой воды — меловые обнажения. Белые, покрытые бархатистым мхом, обрывы и холмы. Это — Девичьи горы.

А теперь перейдем на левый борт теплохода: вот-вот покажется Балаково — город, который еще несколько лет назад был известен лишь на Саратов-щине, а сейчас получил такую же громкую славу, как, скажем, Жигулевск и Волжский, близ которых построены ГЭС имени В. И. Ленина и имени XXII съезда КПСС. Здесь, возле Балакова, сооружается еще один энергетический гигант на великой русской реке— Саратовская ГЭС. Двадцать три ее агрегата будут производить ежегодно 4,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Первый промышленный ток станция дала в декабре 1967 года.

Есть у этого гидроузла еще одно важное назначение — он станет регулятором уровня воды всего Волжского бассейна. Саратовское водохранилище, которое достигнет плотины Куйбышевской ГЭС, позволит обеспечить орошение более 100 тысяч гектаров засушливых земель степного Заволжья.

Все станционные секции Саратовской ГЭС собраны из крупных железобетонных блоков весом до 200 тонн. Такие сборные конструкции советские гидростроители применяли и раньше — на Киевской и Плявинской ГЭС, но в Балакове этот метод получил дальнейшее развитие. Поэтому здесь понадобилось впятеро меньше рабочих, чтобы справиться с таким же объемом работ, какой на строительстве Куйбышевской ГЭС выполнили 20 тысяч человек.

Саратовский гидроузел от остальных волжских богатырей энергетики отличается и рядом новых инженерных решений. Вы, например, не увидите здесь привычной и, казалось бы, обязательной для ГЭС водосливной плотины — излишки воды будут сбрасываться через специальные отверстия в самом здании станции. Интересную новинку предложили и проектировщики шлюзов. Впервые в практике отечественного гидростроения применена доковая конструкция шлюзов. Две параллельно друг другу расположенные гигантские бетонные чаши по существу являются монолитными камерами, способными выдержать огромные нагрузки. Длина камер — 290 метров, ширина— 30, любая вместит самый крупный волжский теплоход или плот. Через Балаковские шлюзы первые суда пошли в навигацию 1968 года.

С борта теплохода видна панорама гигантской стройки в Балакове. Кроме ГЭС и остальных сооружений гидроузла, здесь продолжают расти цехи комбината искусственных волокон, выпускающего автомобильный корд, вискозные ткани, целлофан и иную химическую продукцию, возникают новые кварталы жилых домов — растут и хорошеют набережная Космонавта Титова, улица Академика Жука и другие магистрали города.

Село Балаково в 1913 году стало называться городом, но еще раньше тут появилось несколько полукустарных мастерских — чугунолитейных, механических. В этих-то мастерских в 1888 году и родился первый в мире гусеничный трактор — его создал талантливый изобретатель-самоучка, помощник судового механика Ф. А. Блинов. Его ученик Я. В. Мамин позднее построил первый колесный трактор с двигателем внутреннего сгорания.

В одном из тихих переулков города стоит небольшой деревянный дом, похожий на многие старые дома. Но его знают все балаковцы — в нем в течение восемнадцати лет жил легендарный герой гражданской войны В. И Чапаев. Здесь теперь музей Чапаева. Энтузиасты несколько лет заботливо собирали все, что могли найти о Василии Ивановиче и его семье. Фотографии, документы, личные вещи напоминают нам о бурных, огневых годах. Вот на фотокарточке совсем еще молодой Василий Чапаев. Он организует отряды Красной Армии, а помогает ему старший брат Григорий Иванович Чапаев, военный комиссар.

В феврале 1918 года беда обрушилась на семью Чапаевых. В базарный день, когда в город съехались торговцы и кулаки, банда мятежников арестовала комиссаров. Бандиты расстреляли Г. И. Чапаева на Хлебной площади. На другой день в Балаково с отрядом ворвался В. И. Чапаев. Мятеж был подавлен.

В городе есть и другие здания, которые хранят память о герое гражданской войны. Это бывшая церковноприходская школа, где учился Василий Чапаев, и дом, в котором помещалась мастерская Зудина,— здесь две зимы Чапаев обучался плотницкому делу.