Карта сайта

ПО САМАРСКОЙ ЛУКЕ - Часть 4

А. А. Масленникова и двух других руководителей омских большевиков А. А. Вавилова и М. М. Рабиновича расстреляли колчаковцы. А за несколько часов до расстрела три боевых друга, три коммуниста написали в Омской тюрьме письмо, которое закончили :ледующими словами:

«Веря в победу пролетарской революции, мы с тем большей легкостью умираем, что чувствуем себя не в долгу у товарищей. Мы отдали все для служения великому идеалу, что могли, и даже жизнь — самое ценное.

Просим товарищей не скорбеть о -нашем уходе из мира сего, а просим продолжать борьбу с буржуазной сволочью.

Да здравствует власть Советов!

Да здравствует Всемирная социалистическая революция!»

Имя Александра Масленникова в Куйбышеве носят один из лучших проспектов и крупный завод.

Всего один небольшой квартал (по Рабочей улице) отделяет площадь Куйбышева от другой центральной площади города — имени героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева. Здесь внимание туристов привлекают в первую очередь построенное еще в 1888 году здание драматического театра и памятник Чапаеву. Созданный скульптором М. Г. Манизером, этот памятник был установлен тут в 1932 году. На пьедестале высечены слова В. И. Ленина:

«Бейтесь до последней капли крови, товарищи, держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца, победа недалека! победа будет за нами!»

Части, которыми командовал В. И. Чапаев, сыграли особенно большую роль в освобождении Самары от белогвардейцев. И вот 7 октября 1968 года, ровно через полвека после того дня, когда в Самару вступили отряды Красной Армии, трудящиеся Куйбышева собрались на площади Чапаева. Здесь, у памятника легендарному начдиву, состоялся общегородской митинг, посвященный славной годовщине.

Карту боевого пути чапаевской дивизии вы можете увидеть в одной из комнат музея М. В. Фрунзе, открытого в Куйбышеве еще в 1934 году. В этом мемориальном музее, разместившемся в небольшом одноэтажном домике, в котором Михаил Васильевич Фрунзе жил в 1919 году, когда командовал Южной группой войск Восточного фронта, собраны многочисленные документы, фотографии, знамена, оружие и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и деятельности выдающегося советского полководца и его боевых соратников. Со дня открытия Куйбышевский музей М. В. Фрунзе уже посетили свыше 1 миллиона 200 тысяч человек.

Славны и богаты культурные традиции города. Каждый школьник, изучавший биографию Алексея Максимовича Горького, знает, что в жизни великого писателя был самарский период, помнит и необычный псевдоним «Иегудиил Хламида», которым Горький подписывал свои фельетоны в «Самарской газете». Об этой поре его жизни и деятельности рассказывают многочисленные экспонаты, собранные б литературно-мемориальном музее М. Горького, открытом в Куйбышеве в доме № 126 по улице Степана Разина, где тогда жил писатель.

В Самаре долгие годы жили и работали Н. Г. Гарин-Михайловский и А. С. Неверов, здесь родился

A. М. Жемчужников, один из трех писателей, выступавших под псевдонимом Козьма Прутков.

А как не отметить, говоря о культурных традициях города, экспонированную в Художественном музее замечательную коллекцию произведений художников. Здесь представлены работы Ф. С. Рокотова, П. А. Федотова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина,

B. И. Сурикова, И. И. Левитана, И. Е. Репина и многих других выдающихся мастеров живописи и графики. Этот музей занимает часть Дворца культуры на площади Куйбышева.

В 1896 году в очерке «Самара во всех отношениях» М. Горький писал, что в Самаре «городской бюджет в очень плачевном состоянии, а в думе всем ворочает «его степенство», — ворочает очень сильно, когда дело идет о его пользе, а если дело идет о пользе города, то... и тогда не менее сильно ворочает, но тоже в свою пользу». Самаре, отмечалось далее в очерке, более других поволжских городов «не хватает учебных заведений, больниц... Она не имеет ни одного порядочного книжного магазина». И с какой горькой иронией писатель указывал, что Самара «более грязна, пыльна и пахуча, чем, например, Казань и Астрахань; у нее более скверные мостовые, чем в Нижнем и Ярославле...».

Само собой разумеется, что сегодняшний Куйбышев во всех отношениях не похож на ту старую Самару. Его теперешнее лицо — это многочисленные кварталы новостроек. Это асфальт улиц и зелень парков. Это более 150 общеобразовательных школ, это техникумы и вузы, готовящие специалистов многих профилей. Это филармония, театры, телецентр, студия кинохроники. Это новый, вступивший в эксплуатацию лишь в конце 1966 года Дворец спорта, зал которого вмещает более пяти тысяч зрителей. И это, конечно, его заводы, марку которых знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

Миновав после Куйбышева расположенный чуть в глубине от левого берега Волги молодой, быстро растущий город нефтехимиков Новокуйбышевск, продолжение Жигулей — Винновские горы, старинные села Большая и Малая Рязань, наш теплоход приближается к концу Самарской луки. Здесь на правом берегу раскинулась деревня Переволоки — один из узловых пунктов знаменитой 200-километровой Жигулевской «кругосветки». Это туристский маршрут, особенно любимый волжанами. А «кругосветкой» он ювется потому, что идет вокруг Жигулей по кольцу, которое образуют Самарская лука и протекающая между ее концами речка Уса — в северный конец последняя впадает, а от южного ее отделяет лишь узенький перешеек. Этим и пользуются туристы. Скажем, из Куйбышева они на лодках приплывают в Переволоки, оттуда по 2-километровому волоку перебираются в Усу, по которой спускаются к Волжской ГЭС, и затем, уже снова по Волге, возвращаются в Куйбышев. Можно отправиться в «кругосветку» и на пароходах или катерах местных линий: в этом случае переход от Переволок до Усы для туристов — очень приятная пешая прогулка.

Известно, что Жигулевскую «кругосветку» любил В. И. Ленин — путешествие по ней он совершил в мае 1890 года вместе с членами самарского марксистского кружка. Во время остановок в селах Екатериновка, Переволоки, Жигули, Большая Царевщи-на Владимир Ильич расспрашивал крестьян об их жизни.

Вслед за Переволоками наш теплоход минует село Печерское, известное своими пещерами, и поселок Первомайский. В этом районе Волгу пересекает магистральный нефтепровод «Дружба», по которому «черное золото» Заволжья направляется в социалистические страны Европы.

Приближаемся к Сызрани. С верхней палубы теплохода уже хорошо видны изящные фермы Сызран-ского железнодорожного моста. Построенный еще в 1879 году по проекту крупного русского инженера, профессора Петербургского института инженеров путей сообщения Н. А. Белелюбского, этот мост был в то время единственным на Волге от Рыбинска до Каспия, причем являлся уникальным по размерам и по конструкции. Его опоры сложены из жигулевского известняка, а ледорезы облицованы, как броней, карельским гранитом.

Сразу за мостом справа показываются башни элеваторов, вытянутые складские здания, корпуса фабрик, заводов. Это один из молодых городов области— Октябрьск, бывший поселок Батраки. Он является важнейшим транспортным узлом: здесь три железнодорожные станции. Самая оживленная из них — Батраки, расположенная на скрещении двух дорог— водной и железной; в дореволюционное время она считалась крупнейшей станцией Самаро-Злато-устовской железной дороги. Днем и ночью идут через Батраки составы с нефтью, химическими продуктами и строительными материалами, идут эшелоны с хлебом и мясом. Идут во все концы страны — недаром эту станцию называют «фабрикой формирования маршрутов».

А вот уже видна Сызрань. Около нее Волга течет по трем рукавам, причем фарватер проходит по среднему. Тут и пристань. Но сам город расположен не здесь, а на берегу правого рукава, судоходного только во время весеннего половодья — потому он и назван Весенней Воложкой. Когда же будет завершено сооружение Саратовского гидроузла, уровень воды возле Сызрани значительно поднимется, и пристань получит в черте города «постоянную прописку».

Еще до Великой Отечественной войны геологи разведали в районе Сызрани залежи нефти. Теперь этот город — один из основных нефтяных центров Куйбышевской области. Здесь нефть и добывают и перерабатывают. Развиты в Сызрани и другие отрасли промышленности — заводы города выпускают гидротурбины, сельскохозяйственные комбайны, химические продукты, стекло, детали для сборного домостроения и много других изделий. В двадцать стран идет продукция предприятий Сызрани.

Сегодня волжские богатыри энергетики известны всему миру, но мало кто знает, что первой гидроэлектростанцией, построенной в Поволжье, была небольшая ГЭС мощностью всего в 2000 киловатт, возведенная в 1929 году на реке Сызранке.

Интересна и богата культурная жизнь города. Здесь имеются драматический театр, Дом культуры, Дом пионеров, музыкальная школа, краеведческий музей. В 1913 году в Сызрани была всего одна больница, а теперь здесь 12 больниц, 9 поликлиник и медицинский техникум.

Местные жители знают, что в их городе началась литературная и общественная деятельность выдающегося советского писателя Константина Александровича Федина — в 1919 году он работал здесь в журнале и газете, выступал на митингах.

На много километров вдоль Волги тянется Сызрань, и вот уже теплоход плывет мимо ее пригорода— поселка Кашпиры. С борта хорошо видны пирамиды терриконов — значит, там шахты. И действительно, в Кашпирах действуют сланцевые шахты и сланцеперегонный завод, вырабатывающий мягчи-тель для восстановления автомобильных покрышек, различные медицинские препараты, моющие средства, топочный мазут.

Горючие сланцы не только хорошее местное топливо— они еще и ценнейшее комплексное сырье, применяемое для производства самой различной промышленной продукции. Из сланцев получают горючий газ и искусственный бензин. Сырое сланцевое масло служит исходным продуктом для получения шпалопро-питочных масел и битума, ихтиола и сульфидина. Идет в дело и пек, образующийся при сжигании сланцев,— он применяется для изготовления кислотоупорных пластмасс и сланцевого лака. Даже золе и шлаку нашлось применение — их использует промышленность строительных материалов.

Вскоре за Кашпирами на левом берегу появляются дома и хозяйственные постройки села Приволжье. Это — последний на нашем пути населенный пункт Куйбышевской области. Еще несколько километров, и теплоход пересечет границу Саратовщины.