Карта сайта

ПО САМАРСКОЙ ЛУКЕ - Часть 2

В начале Жигулей заметно выделяются Молодецкий курган и Караульный бугор. Здесь-то, по преданию, и подстерегал вольный люд расшивы, струги, барки богатых купцов. Чуть дальше — неприступный 50-метровый обрыв Девьей горы. Легенды по-разному объясняют происхождение этих названий. Есть, например, и такая легенда: «Храбрый атаман Семен-молодец и его помощница красная девица со своей удалой ватагой так досаждали царю, что тот послал против них большое войско. В жарком бою погибли все храбрецы атаманской вольницы, сам атаман был смертельно ранен. Красная девица подняла его и унесла на вершину кургана. Там он и закрыл навечно орлиные свои очи. Но царские слуги не успокоились, они решили взять атамана хотя бы мертвым. Окружили курган, карабкаются на него, а девица вдруг подняла тело атамана да вместе с ним и бросилась в Волгу. С тех пор и пошли названия Молодецкий курган и Девья гора».

Длинной цепью в 150 километров тянутся Жигулевские горы. Места здесь привольные, щедрые. Утесы, курганы, скалы возвышаются над рекой на 300— 400 метров. И. Е. Репин, живший тут в 1870 году, в книге «Далекое близкое» так описал этот полюбившийся ему романтический уголок Жигулей: «Мы сторговали лодку на неделю и каждый день с утра переезжали (из Ставрополя) на ту сторону к Жигулевским высотам и исчезали там в непроходимом вековечном лесу. С Волги лес этот казался плотным и зеленым, и только вблизи, в его темных глубинах делалось страшно карабкаться по скалам, чтобы взобраться куда-нибудь вверх, откуда на обе стороны степей открывались необозримые пространства...»

А вот какими рисовал Жигули писатель В. И. Не-мирович-Данченко: «Далекие скалы выдвигаются вперед, как башня разрушенного укрепления. На вершине башни вместо зубцов мрачный лес... Черною щетиной встал он там, и светится из его таинственного мрака какой-то огонек».

Все течет, все меняется... Вместо таинственного огонька — в новых поселках электрический свет, а в лесах прорублены просеки, по которым куда-то далеко за реку шагают мачты линий электропередачи. И все-таки здешние места еще не утратили своей диковатой, пустынной прелести. Можно часами бродить по лесным склонам и не встретить человека. В пологих буераках, заросших орешником, нередко можно вспугнуть глухариный выводок или лося. Охотоведы насчитывают в Жигулях 40 видов млекопитающих и 180 —птиц.

Около 40 лет назад Жигули были объявлены заповедником, в нем велась большая научно-исследовательская работа. Однако затем заповедник был закрыт, и начались для Жигулей суровые годы—рубили в них лес, уменьшилось число ценных животных. В защиту Жигулей выступили ученые, краеведы, журналисты, общественные организации. И вот в конце 1966 года стало известно: Жигули снова становятся заповедником. Это известие с удовлетворением встречено всеми любителями природы.

Однако не одной своей красотой да природными кладами знамениты теперь Жигули и Самарская лука. Еще издали замечаем на левом берегу светлые
корпуса зданий — приближается город Тольятти.

Стоял когда-то на Волге тихий деревянный городок Ставрополь, о котором в старом справочнике говорилось: «Пристань. Семь с половиной тысяч жителей. Одна лечебница... 58 тысяч рублей бюджет». Этот городок скрыли воды Куйбышевского моря, а новый город, переселившийся за сосновый бор, унаследовал только название Ставрополя, да и то ненадолго— в 1964 году ему было присвоено имя выдающегося итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

Построенный здесь в последние годы завод синтетического каучука — флагман советской большой химии. На нем впервые в стране было налажено промышленное производство изопренового каучука, который по своим свойствам и качеству не уступает натуральному. А рядом с флагманом возникли и продолжают набирать силу другие предприятия большой химии— заводы азотно-туковый, выпускающий аммиачную селитру, и химический, дающий фосфор, моющие средства и другую продукцию.

Сейчас Тольятти называют городом химиков. Но уже не за горами время, когда в его титул будут добавлены слова «и автомобилестроителей»: в городе идет сооружение гигантского автозавода, с конвейера которого каждый день будет сходить больше двух тысяч легковых автомобилей. Ведет эту почетную стройку пятилетки коллектив ордена Ленина «Куйбы-шевгидростроя».

Строителям предстоит выполнить здесь колоссальную работу — ведь общая площадь только основных сооружений Волжского автозавода 500 гектаров, а площадь его производственных помещений— 1,5 миллиона квадратных метров. В главном корпусе, имеющем 75 пролетов, разместятся цехи моторов, кузовной и другие механические и сборочные производства. Все основные детали и агрегаты автомобилей будут обрабатываться и собираться на автоматических и поточных линиях. Система конвейеров протяженностью более чем 150 километров пройдет через все цехи завода. Создается здесь и мощный вычислительный центр, который поможет управлять производством.

Волжский автогигант, строительство которого Центральный Комитет ВЛКСМ объявил всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сооружается небывало быстрыми темпами. Первые кубометры земли на площадке завода были вынуты зимой 1967 года, а в 1970 году, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, его сооружение будет полностью завершено.

Одновременно с заводом в двух километрах от него идет строительство нового жилого района на 150 тысяч жителей. Дома, в которых поселятся толь-яттинские автомобилестроители, встанут у соснового бора на берегу Куйбышевского моря. За полтора десятилетия строители возвели город, который по населению в 25 раз превосходит старый Ставрополь, а по благоустройству, культуре, красоте и сравнивать их нельзя.

От города Тольятти, ставшего крупнейшим индустриальным центром Среднего Поволжья, рукой подать до энергетического сердца этого края — Куйбышевской ГЭС, получившей в 1958 году наименование Волжской гидроэлектростанции имени Владимира Ильича Ленина. Впереди уже хорошо видны ее сооружения.

Среди гигантов энергетики, построенных и строящихся сейчас на реках Советского Союза, Волжская ГЭС имени В. И. Ленина — одна из крупнейших. Ее установленная мощность — 2 миллиона 300 тысяч киловатт. Двадцать гидроагрегатов дают ток, направляемый по сверхмощным линиям электропередачи в Куйбышев, Казань, Сызрань и другие города Среднего Поволжья, а также в Москву, Уфу, на нефтяные промыслы Башкирии.

Пятьсот сорок семь предприятий страны участвовали в создании Куйбышевского гидроузла. Они поставили сюда огромное количество всевозможных строительных материалов и металла, множество различных машин и механизмов, сложнейшую аппаратуру автоматики и телемеханики. Что же касается турбин и генераторов, то на них стоят марки знаменитых ленинградских заводов — Металлического имени XXII съезда КПСС и «Электросилы» имени С. М. Кирова.

Плотина и другие гидротехнические сооружения узла вытянулись по напорному фронту, то есть от берега до берега, на 5,5 километра. И трудно сказать, какое из этих сооружений оставляет большее впечатление: все они величественны и неповторимы. Вот, например, бетонная водосливная плотина — ее длина без малого километр, а высота водосброса 27 метров. (Заметим для сравнения, что высота падения воды на известном водопаде Кивач всего 11 метров.) О самом же здании ГЭС представление дают такие цифры: длина 700 метров, ширина—100 и высота — 80 метров, причем половина здания выступает в русло реки. А как тщательно и красиво отделано оно внутри — строители по праву могут гордиться делом своих рук.
Здание ГЭС — на правом берегу, рядом с еще одним молодым волжским городом — Жигулевском. Он возник в ложбине на месте сел Отважное и Мор-кваши, его здания полукольцом окаймляют Могуто-ву гору. Жигулевск — город энергетиков, а в последние годы он развивается и как важный центр промышленности строительных материалов: здесь пущен крупный цементно-шиферный комбинат.

В Куйбышевский гидроузел, кроме ГЭС, входят два судоходных шлюза, соединенных пятикилометровым каналом. Шлюзы двухкамерные, они могут поднимать или опускать сразу несколько крупных судов.

Вот и наш теплоход миновал нижний шлюз и по подходному каналу устремился в коренное русло Волги. До Куйбышева осталось 80 километров. Справа по борту—поселок нефтяников Зольное, чуть дальше Ширяево — центр добычи жигулевских известняков. В Ширяеве летом 1870 года И. Е. Репин написал несколько этюдов к своей всемирно известной картине «Бурлаки на Волге».

Слева по ходу, немного ниже Ширяева, — остатки Царева кургана, на котором, по преданию, останавливался Петр I, когда плыл на струге из Москвы по Москве-реке и Оке в Нижний Новгород, а оттуда — по Волге в Астрахань. У кургана сохранилось лишь основание, вершина его из прекрасного известняка еще в 70-е годы прошлого века была срезана строителями Сызранского моста, а в наше время этот известняк использован на строительстве гидроузла.

Вскоре замечаем, что берега начинают сближаться, река становится все уже: подходим к «Жигулевским воротам», самому узкому месту на Волге. Здесь реку как бы зажали, стиснули с двух сторон Жигулевские и левобережные Сокольи горы. Существует даже легенда, рассказывающая о том, как братья-великаны Жигуль и Сокол погрозились задержать Волгу, а она, нарядившись красно, вышла к ним навстречу, и братья так изумились, увидев красавицу, что расступились перед нею.