Карта сайта

ЩЕДРА ЗЕМЛЯ ТАТАРИИ

Итак, наш теплоход вошел в пределы Татарии. Этб богатейший край — природа щедро наделила его и плодородными пашнями, и лесами, и богатыми запасами нефти, а землю его поят своей водою Волга и Кама. Живет на этой благодатной земле народ, которому Великая Октябрьская социалистическая революция дала государственную автономию и открыла путь к вершинам социального прогресса. Вместе с татарами богатства республики множат русские и представители других национальностей, населяющих этот край.

Разительные перемены произошли на земле Татарии за годы Советской власти.

Незадолго до первой мировой войны в Казани была устроена Всероссийская промышленная выставка. О ней тогда много писали. Чем же была представлена на этой выставке Татария? Мылом, дублеными полушубками и сапогами, пудовыми амбарными замками. Самым феноменальным экспонатом выставки была гигантская бутыль, внутри которой владелец местного пивного завода открыл бар...

А теперь продукцию Татарии показывают на всех отечественных и международных выставках и ярмарках. Это скоростные пассажирские самолеты, сверхмощные компрессоры и холодильные установки для химии, вакуумная техника, синтетический каучук и изделия из него, этилен и полиэтилен, модификаторы, придающие полимерам заданные свойства, кинопленка, часы и тысячи других изделий.

Новую продукцию выпускают, как правило, новые заводы, построенные в новых городах и поселках. Только за последние годы появились Лениногорск, Альметьевск, Джалиль, Бавлы, Азнакаево, Актуба и многие другие. В живописной местности на берегу Камы растет еще один прекрасный город — Нижнекамск, который станет вторым в Татарии после Казани. Здесь сооружается крупнейший завод особо прочного синтетического каучука, а недалеко вырастет Нижнекамская ГЭС.

Сорок семь зарубежных стран покупают сейчас изделия республики. И в этом нет ничего удивительного, потому что теперь за 1,3 дня Татария выпускает столько промышленной продукции, сколько она произвела за весь 1913 год.

Под номером первым в перечне этой продукции стоит нефть. Было время, когда Татарию считали «третьим Баку» (вторым называли Башкирию), потом ее стали именовать «вторым», а теперь само Баку уступило ей лидерство — сейчас по добыче нефти Татария занимает первое место в Советском Союзе, и эта нефть — самая дешевая. За два последних десятилетия геологи открыли в недрах республики около 200 месторождений «черного золота», в том числе такое уникальное, как Ромашкинское. В результате ежегодный прирост добычи нефти в Татарии после 1956 года составляет 6—8 миллионов тонн. А впереди задача еще более серьезная: из 345—355 миллионов тонн нефти, которые страна должна будет добыть в 1970 году, 98—100 миллионов тонн даст Татарская республика.

О том, что земля этого края хранит в себе «горное масло», знали еще во времена Петра I — об этом сообщала петровская газета «Ведомости». С конца прошлого века поисками нефти в. Татарии занималось акционерное общество, созданное группой капиталистов Америки, Англии и Бельгии. А после Великого Октября, в 1918 году, разведку «черного золота» в Поволжье возглавил известный геолог, впоследствии академик И. М. Губкин. Однако из-за гражданской войны работа была приостановлена. Новый же этап поисков, продолжающийся по сей день и приведший к выдающимся результатам, начался во время Великой Отечественной войны.

...Продолжим, однако, наше путешествие по Волге. Почти сразу за Зеленодольском, только у правого берега, показывается остров, который появился там после того, как возникло Куйбышевское море. На острове — город. Это — знаменитый Свияжск.

Удивительна, прямо-таки сказочна история создания города. Всего четыре недели понадобилось его строителям, чтобы на горе Круглой, стоявшей у впадения в Волгу реки Свияги, возвести город-крепость с церквами, артиллерийскими и продовольственными складами, жилыми домами и другими постройками, с 18 башнями и 7 воротами в стене, протянувшейся на 2550 метров. Даже по нынешним меркам такие темпы кажутся фантастическими, а ведь Свияжск возник в 1551 году. Но, как говорится об этом в старинной летописи, «град древян... хитр сотворен».

Хитрость заключалась в том, что Свияжск был возведен, как сказали бы теперь специалисты, из сборных элементов. Когда Иван Грозный надумал возвести крепость на подступах к Казани, то для того, чтобы этому не помешал неприятель, ее построили сначала... в Угличском уезде на Волге, за тысячу километров от Круглой горы. Потом все элементы каждого здания и сооружения были тщательно размечены, разобраны, погружены на суда и отправлены к устью Свияги. Там из них и собрали крепость заново. После взятия русскими войсками Казани в 1552 году крепость утратила военное значение и превратилась в монастырский городок. В наши дни Свияжск привлекает внимание туристов соборами — Троицким и Успенским — и находящимися в последнем фресками— произведениями монументальной живописи XVI столетия.

За Свияжском Волга становится шире. А вскоре на берегу появляются первые портовые сооружения— это начинается Казанский грузовой порт, один из самых крупных на Волге.

И вот — речной вокзал Казани, светлое, с красивым национальным орнаментом современное здание. Вокзал— начальный и конечный пункт экскурсии по Казани. Но еще до того, как вы отправитесь в увлекательное путешествие по городским магистралям и площадям, еще до знакомства с достопримечательными местами, прочтите отрывок из очерка Н. Н. Михайлова «Путешествие к себе», напечатанного в журнале «Новый мир», в пятом номере за 1967 год. Это поможет вам лучше понять и то, что увидите в Казани, и те поистине сказочные перемены, которыми так богата сегодняшняя Волга. Известный писатель и путешественник, автор многих великолепных книг о нашей Родине Николай Николаевич Михайлов пишет в этом очерке:

«Мои книги устаревали прежде, чем успевали выйти из типографии. Они требовали постоянных обновлений. И я с пером в руках старался догонять время...

В 1934 году я писал: «Москва-река дала имя великому городу, но она не может дать ему достаточно воды. Столица шестой части мира стоит на берегах обмелевшей речки... Скоро география будет исправлена... Часть Волги у деревни Иваньково повернется на юг, к Москве».

Через два года, в 1936 году, жизнь заставила внести исправление в текст: «Москва-река дала имя великому городу, но она не может дать ему достаточно воды... Канал уже строится. Скоро он будет готов».