Карта сайта

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ПОВОЛЖЬЯ - Часть 5

В сентябре 1968 года газеты сообщили о выдающемся открытии профессора Горьковского университета М. И. Волского. Он установил, что животные и растения в процессе дыхания усваивают азот атмосферы.

Нельзя не вспомнить еще одного примечательного факта. В 1918 году в Нижнем Новгороде по указанию В. И. Ленина была создана радиолаборатория, которую возглавил тогда молодой ученый Михаил Александрович Бонч-Бруевич. На доме № 5 по Верхне-Волжской набережной, где размещалась эта лаборатория, по обе стороны входа установлены гранитные мемориальные доски с барельефами М. А. Бонч-Бруевича и изобретателя радио А. С. Попова, который, кстати сказать, несколько лет заведовал электростанцией Нижегородской ярмарки.

После того, как В. И. Ленин подписал «Положение о лаборатории», она начала быстро развиваться и стала колыбелью радиолюбительства в Советском Союзе. Составитель вышедшей в 1966 году книги «Нижегородские пионеры советской радиотехники» профессор Б. А. Остроумов пишет, что «из нижегородского центра новые технические идеи, как электрические искры, рассыпались во все стороны, зажигая умы, возвещая наступление новой эры технического прогресса». В 1920-е годы большинство советских радиостанций было спроектировано и введено в эксплуатацию сотрудниками Нижегородской радиолаборатории. Среди них были и две, по тем временам самые мощные в Европе, радиотелефонные станции— «Большой Коминтерн» и «Новый Коминтерн».

Значительные успехи нижегородских пионеров советской радиотехники были высоко оценены: дважды— в 1922 и 1928 гг. — ВЦИК наградил лабораторию орденами Трудового Красного Знамени, а в январе 1924 года ей было присвоено имя В. И. Ленина.

...28 февраля 1967 года с главного конвейера Горьковского автозавода сошел пятимиллионный автомобиль. Им оказался четырехтонный грузовик — младший брат знаменитой «полуторки», в свое время верно послужившей нашему народному хозяйству.

Юбилейную машину трудящиеся предприятия-гиганта торжественно проводили в дальнюю дорогу.

А через три с лишним месяца — 23 июня — на заводе отметили еще одно большое и радостное событие— выпуск миллионного легкового автомобиля.

«Волга», на капоте которой никелем сверкала цифра «1 000 000», в сопровождении «эмок», «побед» и «чаек» выехала на заводскую площадь, где состоялся митинг автозаводцев. Затем машина-юбиляр совершила круг почета по улицам города.

...Ранней весной 1930 года на далекой окраине Нижнего Новгорода, там, где были зыбкие поймы Приокской низины, появились первые строители. Они пришли сюда, чтобы возвести цехи автомобильного гиганта, эту «сказку из железа и бетона». Одним из участников этого строительства был ныне известный горьковский писатель, автор романа «Парни» Н. Ко-чин. Он писал: «Тогда экскаваторов и бульдозеров не было. Лопата, кирка, пешня, носилки — вот и все. И при такой примитивной технике в самые быстрые сроки мы воздвигли всем на диво невиданный завод-гигант».

Ребята из лучшей на стройке молодежной бригады Виктора Сорокина, чье имя в ту пору знала вся страна, на работу обычно выходили с песней:

Не важно, что холодом
Сковало наши дни,
В нас пламенная молодость
Гарцует и звенит.
Пускай старанье месится.
Как волжский ледоход.
Дадим в пятнадцать месяцев
Республике завод!

Завод был построен за 18 месяцев! Сегодня это одно из крупнейших предприятий страны, заслуги которого отмечены орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Сегодня это десятки громадных производственных корпусов, сотни автоматических и полуавтоматических линий, тысячи и тысячи совершенных станков и приспособлений. Тем не менее Горьковский автогигант и сейчас продолжает строиться — идет его реконструкция; она завершится к концу 1970 года, и тогда его главный конвейер будет давать машин в полтора раза больше, чем в 1965 году.

Доброй славой пользуются и другие предприятия города: «Двигатель революции», выпускающий мощные дизельные моторы и газокомпрессоры; поставщик уникального металлообрабатывающего оборудования— завод фрезерных станков; телевизионный завод имени В. И. Ленина, изготовляющий телевизоры «Чайка-2».

Но не только своей индустриальной мощью славен сегодняшний Горький. До революции в Нижегородской губернии насчитывалось лишь 6 средних специальных учебных заведений, в которых училось 700 человек. Ныне же в Горьком — почти 60 тысяч студентов. Они занимаются в 10 вузах, среди которых — университет и консерватория, и в 24 техникумах. Характерен и другой факт: в городах и селах Горьков-ской области трудятся 200 тысяч инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов с высшим и средним специальным образованием — это больше, чем было специалистов во всей царской России!

Сегодняшний город Горький — это также пять его театров и филармония, это его музеи и библиотеки, дворцы культуры и кинотеатры, это зелень его садов и парков и новый мост через Оку, замечательный Дворец спорта и, разумеется, небывалый размах жилищного строительства.

В июне 1967 года Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план развития Горького. За 20 лет территория города, простершаяся вдоль Оки и Волги на 40 километров, почти не вырастет, но жилой фонд благодаря строительству многоэтажных зданий увеличится в три раза. 3300 гектаров займут зеленые насаждения.

Так шагает этот город. Еще в 1913 году в нем было всего 93 тысячи жителей. А сейчас их здесь уже больше 1 миллиона 100 тысяч...

...Время, однако, возвращаться на теплоход — путь у нас еще дальний. И когда судно уже отчаливает, по радио раздается песня:

На Волге широкой, на стрелке далекой
Гудками кого-то зовет пароход.
Под городом Горьким, где ясные зорьки,
В рабочем поселке подруга живет...

И вот уже скрылись из виду и любимое место отдыха горьковчан — знаменитый Откос, и великолепная лестница, ведущая к памятнику В. П. Чкалову, и причалившая к берегу громада речного вокзала, и заставленный разноликими судами рейд, не затихающий ни на минуту ни днем, ни ночью...

Тем временем впереди, на левом берегу, показался пригород Горького — Бор. Этот городок известен прежде всего своим крупнейшим стекольным заводом. Борские стекловары — большие мастера своего дела. Они выпускают и обычное оконное стекло, и специальное автомобильное — плоское, гнутое, панорамное, клееное, закаленное, и огромные линзы для судовых фонарей, и стеклянную плитку. А в 1965— 1966 годах завод первым в Советском Союзе освоил производство стеклопрофилита — нового строительного материала, из которого сооружен, в частности, горьковский Дворец спорта.