Карта сайта

СТОРОНА ЯРОСЛАВСКАЯ - Часть 4

Похороны вылились в мощную политическую демонстрацию против самодержавия. Улица Воскресенская, по которой шли тогда демонстранты, с мая 1918 года называется Революционной.

Советская власть в Ярославле была провозглашена 27 октября (9 ноября) 1917 года. Это событие произошло в помещении Дома народа — бывшем губернаторском особняке. Сейчас этот дом — № 23 по Волжской набережной — отмечен мемориальной доской.
В июле 1918 года, в самое тяжелое для молодой Советской республики время, в городе вспыхнул белогвардейский мятеж, Он был частью контрреволюционного заговора, организованного левыми эсерами. В Ярославле мятежники бесчинствовали 16 дней, но за это короткое время успели причинить городу много зла. Они уничтожили свыше 2100 жилых домов и более десяти крупных предприятий; из 128 тысяч жителей города почти четвертая часть осталась без крова.

Зверски расправились белогвардейцы с партийными и советскими работниками. Были замучены и убиты комиссар Ярославского военного округа и председатель губернского исполкома Нахимсон, председатель Ярославского революционного трибунала Зелинченко, председатель городского Совета Зак-гейм, рабочий-красногвардеец Кожин и другие. А около 300 человек были заточены в плавучую тюрьму, получившую название «баржи смерти», — она стояла посреди Волги, напротив дома № 39 по Волжской набережной. Многие узники «баржи смерти» погибли.

После подавления мятежа погибшие революционеры были похоронены в братской могиле в Демидовском сквере — теперь над нею возвышается гранитный обелиск, установленный в 1958 году на месте старого деревянного памятника. А тело С. М. На-химсона было отправлено в Петроград и похоронено там на Марсовом поле.

С Красной площади по Советской улице можно выйти на другую площадь Ярославля — Советскую.

Здесь внимание туристов привлекает один из интереснейших памятников древнего зодчества — церковь Ильи Пророка, построенная в 1647—1650 годах.

Специалисты-искусствоведы отмечают, что едва ли не самой большой художественной ценностью Ильинской церкви является прекрасно сохранившееся внутреннее убранство: резной иконостас начала XVIII века с ценнейшими иконами, алтарная надпрестольная сень, молитвенные «места» царя и патриарха, изразцовый пояс, расписные порталы галереи и, наконец, широко известная стенопись основного храма, выполненная в конце XVII века под руководством художников Гурия Никитина и Силы Савина.

Другим, еще более известным памятником древнерусской архитектуры и строительного искусства является находящийся на площади Подбельского ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Массивные белокаменные стены и островерхие башни с окнами-бойницами, окружающие собор и другие монастырские строения, красноречиво говорят о том, что когда-то монастырь имел значение крепости. И верно, в 1609 году он выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. А спустя три года в его же стенах Дмитрий Пожарский и Козьма Минин формировали ополчение, которое освободило от шляхтичей Москву.

В Спасо-Преображенском монастыре бывали Иван Грозный, по указу которого здесь началось сооружение каменной ограды, и Петр Первый. В конце XVIII века в богатейшей монастырской библиотеке известный библиофил А. И. Мусин-Пушкин обнаружил рукопись «Слова о полку Игореве».

Сейчас весь этот ансамбль составляет важнейшую часть созданного в 1959 году Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Теперь в бывших монастырских строениях размещены краеведческий и художественный отделы музея.

Большой интерес представляют и остальные архитектурные памятники Ярославля—церкви Богоявления, Николы Рубленого, митрополичьи палаты и другие.

А как богат город памятниками культуры! Вот площадь Волкова. На ней находится здание драматического театра, носящего имя его основателя — выдающегося русского актера Федора Григорьевича Волкова. Здесь, в Ярославле, в амбаре купца Полуш-кина 10 июля 1750 года Волков с товарищами устроил «некое лицедейство, крайне диковинное и до того времени невиданное». Так родился русский национальный театр. В начале 1752 года ярославские артисты во главе с Федором Волковым специальным указом были вызваны в Петербург, где сыграли несколько пьес, и среди них «Гамлета» Шекспира.

До Великой Октябрьской социалистической революции ярославский театр считался популярным провинциальным театром. На его сцене выступали такие знаменитые актеры, как М. Щепкин, А. Мартынов, Г. Федотова, М. Ермолова, А. Южин, М. и О. Садовские, В. Комиссаржевская, К. Станиславский. В дни Великого Октября театр как бы пережил свое второе рождение. Уже в самый канун революции, в октябре 1917 года, он показал пьесу М. Горького «Враги». С тех пор на ярославской сцене были поставлены буквально все горьковские пьесы. Сейчас в репертуаре театра, ставшего академическим и удостоенного ордена Трудового Красного Знамени, ведущее место занимают пьесы советских драматургов. За последние годы с творчеством ярославских артистов познакомились также зрители других городов страны, в том числе и ленинградцы. И всюду гастроли театра проходят с большим успехом.

Есть в Ярославле улица, которая названа именем знаменитого певца Леонида Витальевича Собинова. На этой улице, бывшей Срубной, он родился в 1872 году. На доме № 25, где прошли детские и юношеские годы будущего народного артиста республики, и на здании гимназии, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Имя Собинова присвоено Ярославскому музыкальному училищу.

Широко известна песня «Дубинушка». Но лишь немногие знают, что написал ее ярославский поэт Леонид Николаевич Трефолев, который долгие годы работал редактором «Вестника Ярославского земства» и жил на Пробойной (ныне Советской) улице в доме № 15/12. Биограф Трефолева поэт А. В. Круг-лов вспоминал: «Такие великие писатели, как Салтыков-Щедрин и Некрасов, признавали в Трефолеве немалый талант. Сидя в моей скромной комнатенке, Некрасов сказал мне:

— Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье.

С Ярославлем были связаны и многие другие деятели русской культуры. Отсюда родом талантливая семья Ляпуновых, давшая России известного музыканта Сергея Михайловича и его братьев-академиков — математика Александра Михайловича и слависта Бориса Михайловича. А их отец Михаил Васильевич Ляпунов был ученым-астрономом, в течение ряда лет являлся директором Ярославского Демидовского лицея и инспектором училищ Ярославской губернии.

В том же лицее началась преподавательская и научная деятельность выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, чье имя носит сейчас одна из улиц города. Не забывал «милого Ярославля» и организатор и руководитель знаменитой «могучей кучки» композитор Милий Алексеевич Балакирев. В этом городе написал многие свои полотна, в том числе и «Грачи прилетели», замечательный художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

...Вот уже около часа назад мы оставили Ярославль, и сейчас наш теплоход плывет меж берегов, воспетых Н. А. Некрасовым. Слева показалось прибрежное село Диево Городище. От него всего восемь километров до села Некрасово. Когда-то оно называлось Грешнево, в нем прошли детские годы поэта. А вот и бывшее село Большие Соли, в котором в давние годы находились солеварни и которое в поэме «Кому на Руси жить хорошо» было названо Усолью. Теперь на его месте — поселок городского типа Некрасовское, центр одноименного района.

Так в названиях школ, улиц, библиотек, населенных пунктов, в бронзе и граните памятников ярославцы выражают любовь и признательность великому поэту-гражданину.

Недалеко от Некрасовского, на левом берегу Волги, лежит большое село Рыбницы. Оно связано с именем выдающегося русского скульптора, создателя памятника А. С. Пушкину в Москве Александра Михайловича Опекушина.

Судьба Опекушина, крепостного крестьянина, напоминает судьбу Ломоносова. Ему было 15 лет, когда с попутными обозами, пешком он отправился в Петербург и там устроился в артель лепщиков мальчиком для поручений. Таскал воду, бегал в лавки. А когда удавалось урвать свободную минуту, сразу же принимался за любимое занятие — лепку. Талант и труд победили — к тридцати годам А. М. Опекушин стал художником-академиком.

Кроме первого в России памятника А. С. Пушкину, скульптор создал замечательные памятники М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и естествоиспытателю академику Карлу Бэру в Тарту. А в содружестве с художником М. О. Микешиным он участвовал в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде и памятника Екатерине II в Петербурге.

После революции А. М. Опекушин уехал на родную ему Ярославщину и поселился в селе Рыбницы, недалеко от Волги. Здесь в марте 1923 года он умер, здесь же и похоронен на кладбище, которое хорошо видно с борта теплохода.

Рабочий поселок Красный Профинтерн, расположенный по соседству с Рыбницами, — последний на нашем пути населенный пункт Ярославской области. Здесь находится крупный крахмало-паточный комбинат, вырабатывающий медицинскую глюкозу, витаминизированные сиропы, крахмал и другие продукты.